Дорожная разметка: не все так просто - «Строим Дороги» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строим Дороги » Дорожная разметка: не все так просто - «Строим Дороги»
Дорожная разметка: не все так просто - «Строим Дороги»
Сегодня в дорожно-строительной отрасли огромное внимание уделяется повышению безопасности дорожного движения. Одной из важных составляющих комплекса мер, направленного на снижение количества ДТП, является дорожная разметка. При этом до последнего времени вопросы технологии ее нанесения особо не



Сегодня в дорожно-строительной отрасли огромное внимание уделяется повышению безопасности дорожного движения. Одной из важных составляющих комплекса мер, направленного на снижение количества ДТП, является дорожная разметка. При этом до последнего времени   вопросы технологии ее нанесения особо не дискутировались. В этом году ситуация кардинально изменилась. В апреле на площадках сразу двух крупнейших отраслевых конференций - конференции «Уральский путь» и Ежегодной конференции ассоциации «Радор» - предметно обсудили различные нюансы работы по нанесению дорожной разметки.  Об этом наш материал.


Из чего же, из чего же, из чего же сделана наша разметка...


Первая горизонтальная дорожная разметка в СССР появилась в 1933 году на автодороге Сочи-Мацеста. Изначально требования к дорожной разметке были невелики.  Считалось, что если она присутствует, то это уже хорошо. Сегодня все изменилось. От разметки требуется быть яркой, прочной, «красноречивой» (современная разметка указывает на многие нюансы движения автомобиля в полосе), и, наконец, хорошо заметной даже в темное время суток.


Разметка может быть выполнена из краски, эмали, специального   термопластика или полимерных лент.  Конечно же, при выборе вида разметки на первый план выходит вопрос цены. Для муниципальных дорог с низкой интенсивностью движения могут подойти менее износостойкие краски и эмали.  Здесь ключевым вопросом является срок службы. Можно изготовить эмаль, которая гарантированно прослужит несколько лет, но ее стоимость будет такой, что муниципальный заказчик вряд ли с этой ценой согласится. Поэтому подрядным организациям приходится искать компромисс в вопросе цены и качества: чтобы и в смету уложиться, и гарантийный срок выдержать. 


Еще одна проблема. Компания-разметчик, как правило, не занимается дальнейшим обслуживанием дороги. Между тем, от качества этого обслуживания напрямую зависит не только состояние самой дороги, но и срок службы нанесенной на нее разметки. В частности, когда с дороги плохо уходит вода, то она способствует разрушению разметки. Зимой применение различных химических реагентов также воздействует на разметку. Конечно же огромное значение имеет и интенсивность движения.  Обо всех этих нюансах не надо забывать, если эксплуатант хочет, чтобы разметка на его дороге как можно дольше сохраняла первоначальный вид.


Следующим важным моментом является время нанесения разметки. Надо помнить, что разметочные материалы не могут применяться, когда температура воздуха ниже -5 градусов. Но, как известно, новую дорогу сдают по мере готовности. Нередко это происходит уже глубокой осенью, и разметчики вынуждены работать в мороз. При этом ответственности за качество и срок службы нанесенных разметочных линий с них никто не снимает. Тут надо понимать, что при нарушении технологии придется пожертвовать некоторыми качественными характеристиками.


Какие дефекты укладки самые нежелательные


Сроком службы дорожной разметки, соответствующим нормативным параметрам, является период времени, во время которого она отвечает всем предъявляемым к ней техническим требованиям.  Понятно, что первым признаком разрушения разметки является снижение ее видимости, и, как следствие, ее функциональности.  


Основная причина преждевременного разрушения нанесенных линий - неправильный выбор материалов и технологий.  Напомним, при их выборе подрядчик обычно руководствуется такими факторами, как: категория автомобильной дороги; тип покрытия; фактическая интенсивность движения транспортных средств; стоимость контракта (согласитесь, сложно подобрать качественный материал, когда ради выигрыша на тендере подрядчику приходится сбросить 30% от первоначальной цены контракта).


Оптимально, материал для нанесения разметки нужно подбирать в зависимости от верхнего слоя дорожной одежды. Асфальтобетон бывает разный, и универсального разметочного материала не существует. Надо помнить, что на каждом типе асфальтобетонной смеси один и тот же разметочный материал будет работать по-разному. Порой новая разметка кладется на остатки старой. Это делается из-за того, что «демаркировочная» техника есть далеко не у всех компаний. Между тем, два разных материала не всегда хорошо совместимы между собой.  В таких случаях оптимальным вариантом является - выявить свойства старого материала и для обновления разметки применить такой же.


Подготовка к нанесению дорожной разметки должна включать в себя предварительную подготовку техники и персонала. Зачастую эта подготовка начинается уже на самом объекте, когда собирается бригада рабочих, порой не очень хорошо подготовленных, и уже на месте настраивается техника. Такой подход не совсем правилен, поскольку применяемые для нанесения разметки технические средства могут не подойти для данного покрытия.


 Безусловно, нужно обучать персонал. Для сравнения, в соседней Белоруссии уже несколько лет работает так называемая Школа разметки. В ней готовят узкопрофильных специалистов-разметчиков, вооруженных как теоретическими, так и практическими знаниями.  Документ об успешном прохождении обучения выдается только после того, как новый специалист произведет удачную укладку дорожной разметки на реальной трассе. 


Несколько секретов при использовании новинок


Очень перспективная технология - разметка из термопластика. Это более дорогой и в тоже время более долговечный материал. Он применяется на федеральных трассах или дорогах с высокой интенсивностью движения. Самой частой ошибкой при работе с этим материалом является нарушение технологии его приготовления - по температуре и по времени.


Перед применением термопластик необходимо разогреть, что занимает значительное время и, как следствие, требует определенных затрат топлива. В целях экономии нередко начинают брать в работу еще не готовый материал, который не обладает всем комплексом необходимых свойств. Как же определить готовность? Можно включить в материал цветные индикаторы готовности, например, индикаторы синего цвета - пока термопластик окончательно не побелел, он не готов к употреблению.


Именно разметка из термопластика дает ночную видимость: для этого в верхнюю ее часть добавляются специальные стеклошарики. Отражая свет фар проезжающих автомобилей, они дают хорошую видимость в темное время суток. При добавлении, они должны углубляться в термопластик примерно на 50%. Если разместить глубже, то эффект светоотражения будет слабее, если на поверхности, то проезжающий автотранспорт быстро их выбьет из основания разметки.


Не нужно забывать, что для эффективной работы разметки необходимо должное содержание дорожного полотна. Если на разметке будет присутствовать вода, то эффект светоотражения окажется неудовлетворительным или совсем потеряется. В качестве решения здесь можно использовать разметку и со структурной (профильной), и с комбинированной поверхностью.


Преимуществом комбинированной разметки является наличие разрывов между пигментами, которые дают воде проходить насквозь.  В связи с этим ее светоотражающие качества в дождливую погоду не снижаются. Не будут действовать на ее площадь и вибрационные эффекты от проезжающих ТС.  Кроме того, дополнительно при наезде на разметку возникает шумовой эффект. Он позволяет водителю понять факт наезда. 


Чтобы стеклошарики дольше держались в составе разметки, существует технология аппретирования, при ее использовании стеклошарики вначале добавляются в состав самого материала, а потом поверх него. Так, конечно, выходит дороже, но и долговечнее.


В заключении, упомянем  о самой редко применяемой технологии нанесения дорожной разметки. Это разметка из полимерных лент. Ее применение является очень выборочным по причине высокой стоимости.  При этом она обладает явными преимуществами перед остальными технологиями. Полимерные ленты, в отличие от термопластика, не нужно разогревать - они целиком и полностью изготавливаются на заводе-производителе. Посыпки стеклошариками они тоже не требуют - всё производится на предприятии. На объект полимерные лены поставляются, как уже готовое изделие, которое остается только уложить. Такие ленты еще и максимально просты в применении: после укладки они уплотняются катками или банально наклеиваются на асфальтобетон. Иногда допускается даже вторичное использование оранжевых лент временной разметки.


Чтобы дорожная разметка служила долго и по весне не уходила вместе со снегом необходимо на всех этапах ее жизненного цикла относиться к ней серьезно и вдумчиво.  Начинать работу необходимо с формирования технического задания, а заканчивать строгим эксплуатационным контролем. Необходимо уделять максимальное внимание не только выбору применяемого материала и его качеству, но и ходу ведения работ по его укладке.


Станислав ДОНИН


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Смотрите также
интересные публикации