Разрушенный Петербург: что снесли в городе в 2020 году - «Свежие новости строительства»
СКК на проспекте Юрия Гагарина, Ташкентский путепровод, старинная дымовая труба на Карповке и туалет-памятник на станции Парголово. «Канонер» подводит итоги 2020 года: какие здания и сооружения в Петербурге были снесены и для чего.
Предположительно в самом начале января (возможно также, в декабре 2019 года) разобрали двухэтажное здание на Петровском проспекте, 20, корпус 4, которое, согласно официальным данным, было построено до революции. Оно входило в состав фабрики Гота. Облик был выполнен с элементами барокко — в частности, над карнизом сделан аттик с волютами. Заказчиком было ООО «СК „Козерог“», подрядчик неизвестен. Теперь тут надумали построить жилой дом.
С января по апрель продолжался снос спортивно-концертного комплекса на проспекте Юрия Гагарина, 8. Это здание-шайба СКК было возведено в 1980 году. Оно завершало перспективу Аллеи Героев Московского парка Победы, располагаясь на другой стороне проспекта Юрия Гагарина. 31 января при демонтаже металлической кровли-мембраны, натянутой внутри железобетонного кольца, здание почти полностью рухнуло. За снос отвечало ООО «СК „Прайд“» (группа компаний «Прайд»), но непосредственно демонтаж кровли, по данным «Фонтанки.ру», доверили астраханскому ООО «Техснаб». «Прайд» в дальнейшем разбирал руины и вывозил строительный мусор. Заказчик работ ООО «СКА арена» намерен построить здесь ледовый дворец.
В первом полугодии были разобраны здания в «кирпичном» стиле, числящиеся по Рощинской улице, 8. Они были построены в 1890-х годах, в последнее время стояли заброшенными. Работы провело ООО «СК „Прайд“» (группа компаний «Прайд»). Теперь на этом месте ООО «Проект Р 8» намерено построить 11-этажный офисно-гостиничный комплекс.
В апреле-мае был разобран дом де Траверсе на Малой улице, 46, в Пушкине. Он был построен в XIX веке по проекту архитектора Николая Никитина. В прошлом числился выявленным памятником, в последнее время стоял заброшенным. Заказчиком выступил Дмитрий Юзов. Позднее дом воссоздадут как жилой.
В течение весны и лета был обрушен, разрезан и вывезен Ташкентский путепровод. Это сооружение через ныне демонтированную Варшавскую железнодорожную линию в створе Детского переулка было построено в 2003 году. При наведении моста были сохранены и использованы каменные устои и опоры, оставшиеся от прежнего путепровода (он датировался 1902 годом). Демонтаж провело ООО «СК „Прайд“» (группа компаний «Прайд») по заказу ООО «Специализированный застройщик „Эталон галактика“» из группы «Эталон», которая взамен задумала жилой дом.
В августе завершилась ручная разборка дореволюционного здания на улице Александра Матросова, 5. Оно было построено в 1905 году (по другим данным — в 1910-м). Предположительно авторство проекта за Максимилианом Китнером. В 1988 году дом признали аварийным, тогда же его перестали эксплуатировать и отдали под капитальный ремонт, однако работы тогда так и не начались. Заказчиком сноса выступил Педиатрический университет, а исполнило заказ ООО «СК „Основание“».
В августе Карповка лишилась дымовой трубы мебельно-столярной мастерской Мельцера. Она была разобрана, несмотря на то что носила статус регионального памятника. Причиной разборки стало аварийное состояние сооружения. Впоследствии трубу собираются воссоздать для дымоудаления из подземных этажей паркинга жилого дома, который на этом месте, на набережной Карповки, 27, построит ООО «Петроцентр».
В июле-августе было ликвидировано здание конструкторского бюро специального машиностроения на углу Кантемировской улицы и Лесного проспекта (Лесной проспект, 64, литера Б). Оно было построено в 1950 году в сталинской стилистике и занимало весь квартал. Работы по заказу ООО «Орими центр», входящего в группу «Орими», проводило ООО «Петроэкология Северо Запад».
В октябре завершилась разборка здания на Двинской улице, 6, на Гутуевском острове. Оно состояло из секций разного времени. Восточная часть лицевого корпуса была построена до революции, а в 1929 году его существенно расширили за счет пристроек с запада и во дворе. Демонтаж осуществило ООО «СК „Прайд“» (группа компаний «Прайд»). Теперь на этом месте ООО «Специализированный застройщик „Страна.78“», входящее в тюменскую девелоперскую группу «Страна девелопмент», построит жилой дом.
В течение лета и осени в рамках зачистки территории завода «Климов» на Большом Сампсониевском проспекте было снесено несколько зданий разного периода. В их числе дореволюционный (предположительно конца XIX века) производственный корпус, выходивший на улицу Александра Матросова (Кантемировская улица, 11, литера Н). Он был снесен в сентябре-октябре. Работы проводило ООО «Управляющая компания „Спрингалд“» (группа Springald). Теперь ООО «Специализированный застройщик „Кантемировская“», входящее в столичную группу «Пик», будет строить тут жилой квартал.
С августа по ноябрь проходил снос трех общежитий на Заневском проспекте у площади Карла Фаберже. Эти четырехэтажки в сталинской стилистике были построены в 1937 году. Квартал с ними попал в программу реновации. Сначала были разобраны на Уткином проспекте, 13, корпуса 2 и 6. К слову, 6-й корпус известен тем, что, по воспоминаниям местной жительницы Виктории Возисовой, в нем снимались эпизоды фильма «Операция „Ы“». Потом не стало корпуса 5. Работы по заказу ООО «СПб реновация» проводило ООО «СК „Прайд“» (группа компаний «Прайд»). Взамен построят недостающую секцию жилого дома.
С июля по декабрьСосновая Поляна потеряла три свои хрущевки. Пятиэтажка на 2-й Комсомольской улице, 37, корпус 1, построенная в 1967 году, была разобрана первой, аналогичное здание на 2-й Комсомольской, 39, корпус 1, датировавшееся 1966-м, — вторым, а на 2-й Комсомольской, 41, тоже 1966-го, — третьим. Работы проводило ООО «Строительная фирма „Ирон“». Взамен ООО «СПб реновация» намерено построить жилье в рамках программы реновации.
В конце декабря КГИОП обнаружил, что на станции Парголово снесли туалет, располагавшийся чуть севернее вокзала. Он был построен в 1906 году по проекту Бруно Гранхольма и числился памятником регионального значения. Снос предшествовала утрата внешнего облика: несколько лет назад фасады полностью закрыли сайдингом в корпоративной расцветке РЖД. Когда точно произошла разборка, неизвестно, но в мае 2020 года здание еще стояло.
В декабре снесли нежилое дореволюционное здание на Днепропетровской улице, 2в. В последнее время оно стояло с заложенными окнами. Собственником земли под зданием является ОАО «РЖД».