Российские дорожники массово переходят на китайскую технику, а к отечественной пока только присматриваются - «Строим Дороги» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строим Дороги » Российские дорожники массово переходят на китайскую технику, а к отечественной пока только присматриваются - «Строим Дороги»
Российские дорожники массово переходят на китайскую технику, а к отечественной пока только присматриваются - «Строим Дороги»
Весной прошлого года участники рынка дорожно-строительной техники находились в паническом состоянии. Не было понимания, чем дальше работать – какую технику и где закупать. На фоне известных внешнеполитических событий 2022 года, европейские и американские поставщики отказались заключать контракты с



Весной прошлого года участники рынка дорожно-строительной техники находились в паническом состоянии. Не было понимания, чем дальше работать – какую технику и где закупать. На фоне известных внешнеполитических событий 2022 года, европейские и американские поставщики отказались заключать контракты с компаниями из РФ. Ответа на вопрос смогут ли их заменить отечественные и китайские производители, тогда не было...


По прошествию полутора лет положение дел кардинально изменилось. Массовой остановки работ не произошло. Отрасль справилась с новыми вызовами. Панику сменило некое понимание условий работы в существующих реалиях. Тем не менее, у всех участников рынка накопилось немало вопросов, требующих срочных ответов.


На недавно прошедшем «Форуме дорожных инициатив» в Сочи состоялась специализированная сессия «Рынок дорожно-строительной техники: смогут ли новые поставщики обеспечить потребности отрасли», в рамках которой заказчики, производители, потребители и банкиры обсудили животрепещущие проблемы отрасли.


Для уменьшения финансового бремени - разработаны механизмы поддержки


На открытии сессии первый заместитель председателя правления по инвестиционной политики ГК «Автодор» Игорь Коваль привел несколько цифр. По состоянию на 1 июня 2023 года лишь на строительстве трассы М-12 «Восток» задействовано 6279 единиц различной ДСТ (дорожно-строительной техники). Совместный анализ, проведенный коллегами из Минтранса, ФДА «Росавтодор», ФАУ «Росдорнии» и Минпромторга, показал, что востребованность с точки зрения обновления парка ДСТ для дорожников, составляет порядка 30 тысяч единиц на ближайшие 3 года.





 


Сегодня рынок очень изменился, мы видим большой системный сдвиг. Во-первых, наблюдается кратный рост объёмов продаж у разных китайских производителей техники, причем практически по всей номенклатурной линейке ДСТ. Но и отечественные машиностроители не стоят на месте - они серьезным образом нарастили объёмы производства и сегодня имеют достаточно глубокую контрактацию. Отечественный рынок по некоторым номенклатурам, например широкозахватным асфальтоукладчикам, в последние годы превышает аналогичные показатели ведущих европейских экономик - в частности, Франции и Германии.


Не секрет, что еще совсем недавно парки техники крупных подрядных организаций состояли из дорожно-строительной техники западноевропейского и североамериканского производства. Но сегодня, в условиях существующих ограничений, хотим мы этого или нет, необходимо обратить самое пристальное внимание на новый рыночный «расклад». Подстроиться под новые реалии рынка, под его новую наполненность с точки зрения импорта от иных производителей. 


 С целью облегчения перехода на новые снабженческие «рельсы», ГК «Автодор», совместно с Минпромторгом и ООО «Газпромбанк Лизинг», разработали несколько механизмов поддержки.  Задачей новых финансовых инструментов является, с одной стороны - обеспечение строительных проектов необходимой дорожной техникой, с другой – снижение финансового бремени на подрядные организации.


Первый механизм - предоставление подрядным компаниям дорожно-строительной техники в лизинг на льготных условиях с кредитной ставкой ниже рыночной. Для этого создано специализированное сообщество «Автодор-лизинг». Реализация подобной программы стала возможной благодаря государственной поддержке в виде субсидий. Объём субсидируемого портфеля составляет порядка 120 млрд рублей.


Следующий механизм заключается в участии «Автодор лизинг» в так называемой «программе 811», базирующейся на Постановлении правительства РФ от 4 мая 2022 г. № 811. Это льготная программа, которая позволяет давать скидку на приобретение отечественной техники.


Третий механизм аналогичен «Программе 811», только в рамках субсидирования закупок белорусской ДСТ. 


Лимит не выбран. Почему лизингом никто не пользуется?


Между тем, представитель банковской сферы, генеральный директор ООО «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин в своем выступлении подчеркнул, что на сегодня данными инструментами почти никто не пользуется. В этом году из 120 млрд, выделенных на льготный лизинг, было профинансировано лизинговых проектов всего на 700 млн рублей!


Между тем, лизинговый портфель банка, в целом, составляет около 1 трлн рублей. Из него в рамках закупок ДСТ по вышеназванному 811-му постановлению ни одного рубля не выбрано, лимит не раскассирован.


- У нас нет никаких ограничений, Мы готовы пусть даже на одну компанию отгрузить эти лимиты...- признался Максим Калинкин.


В дополнение к этому, по словам банковского представителя, в ближайшее время откроются новые кредитные линии. В «Автодор-лизинг», при объеме до 50 млн. рублей, можно будет кредитоваться, как в автосалоне - всего по двум документам. При бОльшей сумме документов потребуется несколько больше - но в банк идти все равно не потребуется.


- ...Мы планируем предоставлять технику, которая будет в поставке, с учетом субсидий. Но иногда покупатель говорит – надо завтра! А моментально - не привезешь. Поэтому мы готовы делать предзаказы и опережающие поставки китайской техники, чтобы убрать двухмесячный срок ожидания.  Также на границе Китая и РФ будут формироваться склады. Главное - понять, что на них нужно держать, - резюмировал Максим Калинкин. 


Большинство мер поддержки российских производителей направлено на НИОКР


Эксперты отметили плодотворное налаживание поставок от китайских производителей ДСТ. Но одновременно с ними, определенные усилия, направленные на развитие высокотехнологичного производства, отмечены и у нас. Об этом рассказал начальник отдела строительной, дорожной и коммунальной техники Минпромторга Станислав Черторыжский.


Чиновник отметил, что начал формироваться диалог между производителями и потребителями. Отдельные образцы ДСТ выходят на полноценную эксплуатационную и испытательную практику. Наблюдается движения заказчика в сторону отечественного производителя.


Конечно, пока еще есть компоненты, которые не выпускаются в РФ: например, ресайклеры, фрезы и другие. Для этого существуют поставки из дружественных стран. Но отрасль работает над дальнейшей локализацией, и здесь очень важен формируемый диалог с потребителем. Без него сделать технику качественной – такой, какой ее хочет ведёт потребитель - практически невозможно.





 


- Что касается наших показателей по рынку, то по итогам прошлого года отечественные производители показали 20%-й рост по отношению к 2021 году, - заметил Станислав Черторыжский. - В этом году уже заметен тренд на увеличение объёмов отгрузок отечественной продукции.


Развивается номенклатура асфальтоукладчиков. К 2023-му году поставлена задача достичь 50-процентной доли отечественных асфальтоукладчиков на российском рынке. Исходя из этой цели, формируются механизмы поддержки.


- Мы должны защищать нашего производителя в сложившийся ситуации и осуществлять дополнительную поддержку, чтобы наш производитель совершенствовал свою номенклатуру. Большинство мер поддержки, которые сейчас функционируют, в первую очередь, направлены даже не на спрос, а на развитие номенклатурного ряда. Финансируется НИОКР, а также программа обратного инжиниринга. Это ключевые цели Минпромторга, - заключил чиновник. 


Если хотим создать что-то конкурентное – надо организовывать совместные производства 


Получили слово на Форуме и потребители дорожно-строительной техники.


Так, генеральный директор АО ДСК «Автобан» Алексей Андреев поделился своим видением, какой ДСТ его компания планирует работать.


- Есть некий параллельный импорт, который мы вынуждены привлекать, поскольку ему нет аналогов ни в российской, ни в китайской промышленности, - рассказал он. - Нет фрез, перегружателей. Не все китайские автогрейдера предусмотрены под 3D работу. Поэтому без параллельного импорта пока никак. Тем не менее, в прошлом году мы начали активно закупать – и продолжаем в этом - китайскую технику. Почему? Сегодня китайская техника, по сравнению с ее аналогами 10 лет назад, вышла на совершенно другой уровень. Она немного ниже по производительности, чем европейская, но качественнее российской. При этом российская ДСТ на 15-20% дороже китайской. Естественно, в ситуации, когда руководитель отрасли Марат Хуснуллин призывает ставить предельно минимальные цены контрактов, нам нужно экономить. Пока приобретать отечественную технику для нас дорого! На этом этапе мы будем выбирать китайских поставщиков.


- За нами бизнес, - продолжил дорожник. – За нами люди, и мы понимаем, что им надо платить заработную плату, и они должны работать на технике, которая оторвана от мест ремонта. В СССР мы строили там, где есть ремонтная база. Сегодня это невозможно, мы строим там, где есть необходимость. В любом регионе. Поэтому техника должна быть надежная. А более надежную ДСТ предоставляют китайские компании.


- Конечно, мы может взять на тестирование российскую технику, - добавил Алексей Андреев. - Но давайте посмотрим. Китай сегодня уже рассматривает широкое применение беспилотников на строительстве, мы на этом направлении сильно отстали. Наша ДСТ пока дороже, она неконкурентоспособна.


Хотя, как признался дорожник-практик, в душе, конечно, есть патриотизм и желание видеть нашу дорожно-строительную технику на более высоком уровне. Но страна почти 20 лет жила на импортной ДСТ и не развивала собственное производство.


- С моей точки зрения, самое верное и лучшее на данном этапе - сделать какое-то совместное производство, - предложил Алексей Андреев. - Это был бы идеальный вариант. Я думаю, что во многом, можно идти по китайскому пути: там производители привозили, разбирали и начинали делать. Теперь и нам нужно идти тем же путем. 


Потребители: у программы льготного лизинга есть серьезные изъяны


Высказались потребители и по поводу мер поддержки, попутно обозначив ряд неучтенных моментов.


- Это, конечно, здорово, что у нас появился льготный лизинг, - поделился своим мнением один из участников. – Но в законодательной базе по этой программе есть изъяны. Первое - она действует только на технику, которая должна ввозиться. А ту технику, которую уже ввезли, мы по льготному лизингу приобрести не можем. И это вычеркивает большой пласт дорожных машин. Нам руководство говорит: завтра чтобы было! А мы пока это все приобретем, будет послезавтра. И будем вычеркнуты из списка участников производственного процесса.  Второе, слишком много документов нужно собирать: и поставщики, и лизинговые компании этим недовольны. Все это сильно затягивает процесс.  Из-за всех этих изъянов из 210 планируемых единиц мы всего 0% смогли приобрести по этому лизингу.





 


Следующий крупнейший представитель рынка ДСТ, генеральный директор ОАО «Мостострой-11». Николай Руссу также обозначил свое видение работы в сложившийся ситуации.


Мостостроение — один из самых сложных видов строительства и одна из немногих отраслей, где мы не отстаем от мировых темпов развития. Здесь нужна высокопроизводительная и очень надежная техника.


- Мы успели закупить достаточно надежной ДСТ, - поведал Николай Руссу. - За эти полтора года запчастей потребовалось не так много. Но какие-то все-таки потребовались. Что только мы ни применяли: и открытие счетов в Казахстане и ОАЭ. И через Турцию запчасти возили. Сегодня все стало несколько легче. У нас порядка 1000 единиц техники - из них 30% российского производства, остальное импортное. До 2021 года мы не очень благосклонно относились к китайской технике: на примере ее работы у партнеров мы видели, что европейская техника отличается от китайской в лучшую сторону. Сегодня европейский рынок закрыт. Китайские производители подровнялись в цене с Европой, но по качеству пока еще не достигли ее уровня.


Тем не менее, по словам мостостроителя, их техника постоянно улучшается.


Николай Руссу озвучил предложение: у нас в стране есть производители неплохой техники. Например, мы производим качественные эскалаторы, лифты, научились строить асфальтобетонные заводы, есть база для производства грузового транспорта. Так может быть, стоит помогать не в покупке техники, а в ее производстве – тем, кто способен выпускать качественную продукцию. Выявить такие предприятия.


Второй важный момент: должна быть конкуренция и ответственность за произведенную технику. Кроме того, необходима обратная связь и контроль за изготовлением.


- Мостостроители 8 лет, а где-то и 15, отвечают за построенное, - подчеркнул выступающий. -  А тут «КАМАЗ» за ворота завода выехал, дальше сервисный центр ищи-свищи. У нас по 160 машин в сервис-центрах стоят, мы не можем их отремонтировать. Вот и думаешь: то ли купить импортное вдвое дороже, пока еще это возможно, или взять китайское.


Несмотря на все сказанное, Николай Руссу не скрыл: он все-так за российского производителя. По крайней мере, экскаваторы, бульдозеры, грейдеры мы свои должны выпускать. 


Отечественные производители: нелестные слова в наш адрес – руководство к действию


- Я считаю, что слова критики в наш адрес — это руководство к действию, - заметил директор департамента корпоративных продаж ООО «ОМГ» Сергей Харченко. - Когда в феврале прошлого, когда начались определенные проблемы, они нас тоже затронули. Но мы продолжали работать, производить и модернизировать технику. Сегодня в некоторых подрядных компаниях наша ДСТ проходит тестирование. 


По поводу цен, - отметил спикер, - надо смотреть в каждом конкретном случаи.  Заявлять, что мы на 30% хуже китайцев, не совсем правильно. Мы признаем, что с уходом с рынка производителей компонентов из ЕС и США возник ряд проблем - ведь в РФ практически не выпускают гидравлику и трансмиссии для изготовления ДСТ. Единственная компания, производящая эту номенклатуру в РФ, не может обеспечить всю линейку в нужном количестве и качестве. Ведь она не развивалась многие годы, будучи задавленной конкурентами.





   


У Минпромторга сегодня огромное поле деятельности в плане стимулирования производства ресурсной базы в РФ. Тогда мы сможем выпускать более дешевую технику. А пока мы вынуждены переходить к гидравлике китайского производства.


Все участники форума оказались солидарны в одном. На протяжении 20 лет отрасль работала на европейской и американской ДСТ. Собственные производители под ее конкурентным «гнетом» попросту не могли развиваться. К чему это привело, мы сегодня увидели. Если бы не китайские поставщики, отрасль с немалой долей вероятности могла бы попросту остановится. И это замечательно, что нас поддержали в трудную минуту.


Но в ближайшем будущем мы встанем перед выбором: китайская ДСТ или собственное производство? Продолжать пользоваться китайскими изделиями или развивать свои?


Пожалуй, все-таки эффективнее дать возможность для роста собственным «дорожным» производителям, нежели инвестировать в китайскую экономику.  А вы как думаете?


Подготовил Станислав ДОНИН


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика