Государство решило поддержать дорожно-строительные компании: главное, чтобы поддержка пришла вовремя - «Строим Дороги»
Совсем недавно мы опубликовали материал о катастрофической ситуации, сложившейся в подрядных компаниях дорожно-строительного комплекса. И честно признаться, следующую публикацию о дорожной отрасли планировали на другую, более позитивную тему. Но не получилось! События стали развиваться так быстро, что данный материал стал тревожным продолжением предыдущего, но уже с учетом положения дел на конец августа.
Кратко напомним, 11 августа прошла пресс-конференция, на которой два отраслевых профессионала - генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР) Юрий Агафонов и президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России Павел Горячкин объяснили текущее положения дел в сегменте дорожного строительства и его ближайшие перспективы, если не будут приняты меры поддержки и пути решения существующих проблем. После чего уже 16 августа на официальном портале Глав госэкспертизы России вышел материал о принятии мер государственной поддержки отрасли, которые вступили в силу 24 августа. Полный текст материала доступен по ссылке: https://gge.ru/press-center/news/utverzhdeno-postanovlenie-pravitelstva-rossii-o-vozmozhnosti-izmeneniya-tseny-gosudarstvennogo-kontr/
Кратко скажем, что, согласно этим мерам, возможно увеличение цены уже заключенных контрактов до 30%, но не более. Возникает закономерный вопрос: решились ли теперь проблемы подрядчиков? Потерялось ли актуальность сказанного на пресс-конференции 11 августа? Можно ли подрядчикам расслабиться и, наконец, порадоваться? Мы не смогли оставить все эти вопросы без внимания и решили позвонить директору АСДОР Юрию Агафонову, который любезно согласился дать нашему изданию эксклюзивный комментарий.
По словам эксперта, эти меры нельзя охарактеризовать отрицательно. Но они могут помочь только в будущем. А оперативная помощь нужна уже «здесь и сейчас».
На данный момент, подрядчику, чтобы получить дополнительные деньги, необходимо выполнить массу условий. Алгоритм действий выглядит следующим образом: во-первых, ему придется за собственные средства составить экономическое обоснование необходимости увеличения суммы контракта. Собрать, различные документы, доказывающие, что стоимость необходимых для выполнения условий контракта стройматериалов, действительно, повысилась. Разъяснить, что, по действующей сумме контракта, их в необходимом количестве закупить не представляется возможным.
Чем больше будет собрано различных бумаг, тем выше станут шансы на успех. Далее, когда необходимый портфель документов собран, подрядчику нужно будет пойти на Главгосэкспертизу. И оплатить ее услуги тоже из собственных средств. И это при том, что свободные средства и так в дефиците - необходимо их как-то изыскивать. Стоимость услуг экспертизы различна для каждого контракта. Ее можно рассчитать здесь: https://gge.ru/services/calculator/ . По усредненным показателям она составляет где-то 8% от суммы контракта. Т.е. ее стоимость будет несимволическая.
Далее. Решения ждать нужно минимум 14 дней. Ждать и надеяться, что экспертиза выдаст положительное заключение. Если она выявит замечания, то последует повторная экспертиза - за нее уже, хотя и меньше, чем за первичный заход, но тоже надо платить. И снова ждать минимум 14 дней.
Вместе с этим необходимо понимать, что даже положительное заключение главгосэксперта может не дать желаемого результата. Во-первых, потому что она, Госэкспертиза, может снизить суммы запрашиваемого финансирования. Например, подрядчик в своих расчетах предоставит все основания, чтобы увеличить сумму контракте на 30%, а экспертиза напишет, что и на 20% достаточно. Подрядчику останется порадоваться, что хоть часть средств согласовали.
Дальше подрядчик с полученными документами идет к государственному заказчику. Например, в региональный Минтранс. Там тоже, как повезет. Документы скорее всего будут отправлены в центральный аппарат, с комментариями регионального представительства. В Москве данное прошение должно будет пройти массу утверждений и согласований. И при самом благоприятном раскладе, если все и везде их утвердят и не срежут изначально запрашиваемую сумму, то может быть, к новому году до подрядчика средства и дойдут. И это если он уже прямо сейчас побежит собирать документы.
Подытожим, конечно, хорошо, что реакция государства все-таки не заставила себя долго ждать. Но для того, чтобы эта мера поддержки действительно стала действенной, необходимо максимально упросить и главное ускорить данную процедуру. Самое важное - здесь, что дорожно-строительный сезон в РФ не круглогодичный. И если по причине нехватки средств придется остановить работы, то поступившие в декабре (да и даже в ноябре) деньги не позволят возобновить дорожное строительство или ремонт.
Его получится возобновить только весной. Например, в Москве, явно не раньше апреля. Поэтому сказанное на пресс-конференции 11 августа не потеряло своей актуальности. Хотя, положительные подвижки все же есть. И это радует. Остается надеться, что данная мера поддержки будет ускорена. Тем более, что рабочий сезон уже подходит к завершению.
Не хочется программировать негатив, но при катастрофической нехватке средств возможен отрицательный сценарий с массой незавершенных проектов.
Станислав ДОНИН