Строительство «Зенит Арены»: кто получит по серьгам, а кто — по шапке - «Строим Город»
Почему власти Санкт-Петербурга и компания «Инжтрансстрой–СПб» футболят друг друга?
Конфликт между заказчиком и генеральным подрядчиком строительства стадиона «Крестовский» (Санкт-Петербург), на котором пройдут матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, стал одним из лейтмотивов новостей СМИ в конце прошедшей недели. Сейчас поднятая «пена» взаимных упреков пошла на убыль. Обозреватель «Строительство.RU» попытался разобраться, откуда у этой ссоры ноги растут.
Наступает время «Ч»
Чем ближе лето 2018 года, тем напряженнее ситуация, складывающаяся вокруг строительства стадионов, на которых пройдут матчи предстоящего мундиаля. А если учесть, что с 17 июня по 2 июля 2017 года наша страна примет «репетиционный» турнир ФИФА — Кубок конфедераций, в котором помимо России будут участвовать чемпионы континентов, времени на споры и конфликты и вовсе не остается.
Игры Кубка пройдут в Москве на спартаковском стадионе «Открытие Арена», в Сочи на стадионе «Фишт», в Татарстане на «Казань Арене» и на стадионе «Крестовский» в Санкт-Петербурге, который еще называют «Зенит Ареной».
Если московский и казанский стадионы уже эксплуатируются, а в Сочи реконструкцию действующего стадиона под ЧМ планируют завершить в ноябре, то в северной столице на сегодняшний день выполнено лишь 85% работ.
История «пробросов»
Вообще, история строительства стадиона на Крестовском острове полна перипетий и неурядиц. Работы начались в 2007 году. Тогда планировалось, что финансировать их будет «Газпром», а стоимость оценивалась в 6,7 млрд руб. Однако в результате все расходы на строительство легли на плечи городского бюджета, а их сумма выросла до 14 млрд руб.
Предполагалось, что ФК «Зенит» сыграет свой первый матч на новом стадионе уже в 2009 году. Но впоследствии и сроки сдачи арены, и объем финансирования все время менялись. Стоимость доходила до 43,8 млрд руб., а стадион строится до сих пор.
Взаимоотношения между заказчиком, комитетом по строительству Санкт-Петербурга и генеральным подрядчиком — компанией «Инжтрансстрой–СПб», которую связывают с известным бизнесменом Олегом Дерипаской, нельзя назвать солнечными. Скандалы и суды идут с 2013 года, с момента, когда в дело вмешалась Счетная палата, и бюджет пришлось сократить до 34,9 млрд руб.
А в конце января этого года Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга обнаружила в финансировании стадиона схемы, слабо совместимые с понятием «городской бюджет». В результате контракт с Инжтрансстроем был заморожен на полгода.
Сейчас этот срок подходит к концу, подрядчик хочет денег, и конфликт вновь обострился.
Пакет мероприятий
Прошедшие две недели ознаменовались целым пакетом мероприятий, призванных обратить внимание на строящийся стадион. Сначала 6 июля в офисах компаний-подрядчиков строительства стадиона прошла серия обысков. Причем инициатором этих движений выступил генподрядчик.
В среду, 13 июля, в Сети появились ролики о забастовке строителей, которым два месяца задерживают зарплату. Потом эту забастовку Инжтрансстрой назвал ни много ни мало попыткой рейдерского захвата.
Утром 14 июля руководство компании разразилось заявлением, в котором обвинило заказчика в намеренном срыве сроков строительства стадиона. В ответ власти Санкт-Петербурга 15 июля показали Инжтрансстрою «желтую карточку»: направили генподрядчику уведомление о расторжении контракта.
О чем спор?
А сколько, собственно, осталось достроить? Неужели за год до мероприятия есть смысл менять подрядчика?
Добиться от заинтересованных сторон, увлеченных военными действиями, маломальской информации об объемах выполненных работ и о том, что еще предстоит достроить, нашему обозревателю не удалось. В пресс-службе Комитета по строительству Санкт-Петербурга нас отправили читать сайт правительства, а пресс-секретарь Инжтрансстроя Никита Павлов отписывался пресс-релизами. Некогда людям с прессой общаться: информационная война не позволяет.
Наиболее свежая информация, которую удалось найти в Сети, относится к началу года, когда «Крестовский» был готов на 82%.
На тот момент конструкции для раздвижной крыши были изготовлены на 73%, ее монтаж готов на 34%, практически выполнена огнезащита чаши, гидроизоляция помещений и реконструкция павильонов. На выдвижном поле на 47% закончили монтаж рельс, покрытие стационарной кровли было готово только на 11%, зато на 85% закончили установку окон и витражей. Производились работы по прошивке карниза основной кровли, обшивке фасада сэндвич-панелями, облицовке колонн, производилась установка кресел и благоустройство территории.
Почти все вышеперечисленные виды работ можно отнести к отделке. Правда, за прошедшие полгода дело сдвинулось только на 3%, но и генподрядчик денег от заказчика не получал.
В начале июня питерские законодатели увеличили стоимость строительства еще на 4,3 млрд руб. Но, видимо, деньги до генподрядчика пока не дошли.
Занятные параллели
Вся эта история очень напоминает страсти месячной давности, разгоревшиеся вокруг строительства Керченского моста. И в том и в другом случае заказчики и подрядчики выясняли отношения в публичном пространстве. Видимо, за столом переговоров согласия достичь не удается.
Тогда мы сделали вывод, что шумиха, скорее, на руку генподрядчику, который таким образом привлекает внимание к проблемам статусного проекта. Эти же выводы можно сделать и в случае с питерским стадионом.
Вполне возможно, что Инжтрансстрой просто разыграл сценарий: обыски у подрядчиков, забастовка, заявления в прессе. Властям Санкт-Петербурга оставалось только симметрично реагировать: угроза расторгнуть контракт выглядит попыткой поставить в стойло зарвавшегося жеребца.
Как нам кажется, никто менять этого жеребца на переправе не будет. Скорее всего, кто-то очень влиятельный с Новой площади стукнет кулаком по столу: заслуживающие получат по серьгам, не заслуживающие — по шапке, и через неделю мы и не вспомним о проблемах стадиона, как не вспоминаем про Керченский мост.
Чем дальше в лес…
Вообще, конечно, неприятно: чем ближе становится мировое футбольное первенство, тем чаще мы слышим, что строительство того или иного стадиона на грани срыва.
Недавно в нашем журнале выступал профессор НИУ МГСУ Кирилл Кулаков, который, в частности, рассказал, что в Калининграде при проектировании стадиона неправильно определили несущую способность грунтов, и сейчас участникам строительства приходится менять проектную документацию на ходу, что, естественно, приводит к удорожанию стоимости проекта.
Серьезные проблемы между заказчиком и подрядчиком возникли в Самаре. Для их решения туда недавно летал первый вице-премьер Игорь Шувалов, который, кстати, заявил, что субъекты РФ больше не будут выступать заказчиками проектной документации стадионов, строящихся к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Интересно, коснется ли это решение Санкт-Петербурга? Тоже ведь субъект.
Как бы то ни было, похоже, что время меряться глубиной карманов подходит к концу, а жареный петух уже наточил клюв и целится в известное место. А это значит, что распри надо заканчивать, наваливаться всеми доступными силами и заканчивать стройку. Подрыв имиджа страны ни заказчикам, ни подрядчикам не простят.
Только неужели любое большое дело в нашей стране можно успешно завершить, лишь доведя его исполнителей до цугундера?
Евгений ГОРЧАКОВ
Фото piterarena.com