Проехал с перегрузом - заплати: какую дорожную политику реализуют власти в Иркутской области - «Строим Дороги»
Иркутская область по объёму финансирования стоит на втором месте среди субъектов РФ – в качество и безопасность местных дорог здесь инвестируется 10 млрд рублей в год. Первая - Самарская область, ее дорожный бюджет - 13 млрд рублей. На третьем месте с 6,3 млрд рублей - Нижегородская область. То есть, регион с бюджетом на реализацию нацпроекта свыше семи миллиардов рублей уверенно входит в тройку лидеров по финансированию.
В регионе сразу три агломерации: Братская, Ангарская и Иркутская. В Иркутскую входят города Иркутск и Шелехов, в Ангарскую - Ангарск, Усолье-Сибирское и Черемхово, в Братскую - город Братск. Об особенностях реализации национального проекта БКАД (Безопасные и качественные автомобильные дороги) в Иркутской области нашему корреспонденту рассказала руководитель областного государственного казённого учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Юлия ГОРДИНА.
В рамках реализации нацпроекта в 2020 году было реализовано и введено в эксплуатацию более 89 различных дорожных объектов. Всего в регионе работы проводились по 190 различным объектам. В основном, работы велись на улично-дорожной сети. Из объектов регионального значения наиболее крупные - мостовые переходы через реки Куда и Уда – эти переходы находятся на севере региона и являются достаточно сложными в исполнении.
Общее кассовое исполнение бюджета по итогу прошлого года составило 14 млрд 303 млн рублей. Для реализации целей национального проекта «Дорожная сеть» объём финансирования был выполнен на 99%. Все города, включенные в нацпроект активно в нем участвовали. В Иркутске, Ангарске, Шелехове и Братске проект реализовывался за счёт федеральных средств.
Конечно, дороги нужно не только ремонтировать и строить, но и уметь сохранять. Для этого, по итогам прошлого года, в местах прохождения наибольшего количества грузового транспорта было построено три новых пункта весогабаритного контроля.
- Тут нельзя ни отметить, что культура некоторых местных перевозчиков оставляет желать лучшего, - рассказывает Юлия Гордина. - Они, мягко говоря, недоумевают, почему, им запрещают загружаться выше разрешенных показателей. Когда им приходят письма о штрафах за движение с перегрузом, они удивленно восклицают: «Мы же платим налоги, в частности, транспортный налог, разве этого недостаточно?» Приходится объяснять, что здесь немного другой механизм. И, что дороги придется ремонтировать до бесконечности, если по ним ездить с нарушением всех весовых норм.
В новом рабочем сезоне планируется установка еще трех контрольных рамок и двух - в 2022 году. Они появятся на автодороге Братск-Усть-Илимск и других основных направлениях, где ездит крупногабаритный транспорт с большими весовыми перегрузами.Такие меры уже дисциплинируют перевозчиков в части недопущения перевеса.
Как поведала Юлия Гордина, серьёзным достижением субъекта в 2020 году явилось подписание трёхстороннего соглашения с одним из крупнейших грузоперевозчиков в части компенсационных выплат на восстановление дорожного полотна - а это шестьсот одиннадцать км дорог местного и регионального значения - на сумму 3 млрд 994 млн рубей. Такое крупное соглашение по компенсационным выплатам было достигнуто впервые в Иркутской области. Миллиард двести миллионов рублей уже поступило на восстановление десяти мостов и содержание их в нормативном состоянии для прохождения тяжеловесной техники. Сейчас отрабатывается такой же механизм получения внебюджетного финансирования для ремонта дороги в Усть-Илимск. Это существенный вклад в дорожный фонд Иркутской области, особенно если говорить о северных территориях и территориях, где снижен процент содержания дорог.
В прошлом году, по словам Юлии Гординой, была разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Иркутской области и комплексная схема организации транспортного обслуживания. Эти два основных документов, позволят региону и в дальнейшем продолжать работать в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Именно на основании вышеназванных документов регион сможет получать федеральное финансирование на основные нужды отрасли.
Документ включает в себя основные и актуальные направления развития транспортно-дорожной отрасли и элементы транспортных развязок, обходов крупных городов, строительства путепроводов и мостов. В нем представлена информация по каждому району в части приоритетного направления развития дорожной отрасли и транспортной деятельности, рассмотрены все направления развития всех видов транспорта, включая внутренний, водный, авиационный, автомобильный, пассажирский и иные виды транспорта, которые представлены в регионе.
В 2021 году к вводу запланировано 192 км автомобильных дорог, 171 км будет ремонтироваться. Предстоит также 25 капремонтов местных дорог, реконструкция старых и строительство новых трасс. В каждом городе, где реализуется нацпроект, от ремонта покрытия переходят на реконструкцию. То есть, муниципалитеты уже встраиваются в схему ремонта с более серьезными задачами.
Уже сейчас надо думать и о 2022 годе, считает Юлия Гордина. Чтобы вместе с его началом вступить в Федеральную программу «Мосты и путепроводы». Это необходимо, т. к. сейчас в регионе более 64 мостов подлежит ремонту и реставрации. Тех средств, которые поступали на мостовые переходы, недостаточно. В 2021 году будет реализовано строительство мостового перехода через реку Уда в Нижнеудинском районе. Также в планах получить федеральное финансирование на строительство муниципального моста через реку Кута в городе Усть-Куте и восстановление моста через реку Лена в Усть-Кутском районе.
Также в нынешним году необходимо определиться с приоритетами по строительству путепроводов через железнодорожные пути, чтобы исключить заторы в районах, где существует путепровод на одном уровне с автомобильной дорогой. Планы региона необходимо как можно быстрее направить на утверждение для получения федерального финансирования.
В рамках безопасности дорожного движения также как и раньше планируется большая работа совместно с ГИБДД. В рамках этой работы определяются места концентрации ДТП, принимаются меры по ликвидации очагов аварийности. В таких местах необходимо устанавливать светофоры и пешеходные переходы. И конечно, особое внимание в этом году будет уделено сохранности дорог и взаимодействию с крупными промышленными производителями, которые имеют тяжеловесную технику, крупногабаритный транспорт. Издержки, связанные с прохождением такой техники по трассам, безусловно должны компенсироваться.
Подготовил Станислав ДОНИН