Виталий Богаченко (АЕБ): Тренды 2017 года — локализация, импортозамещение и увеличение экспорта - «Строим Город»
Руководитель комитета Ассоциации европейского бизнеса — об основных трендах строительной отрасли
Мы решили побеседовать с председателем комитета по строительству и производству строительных материалов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Виталием БОГАЧЕНКО, которого попросили подвести итоги работы строительной отрасли за прошедший год и выявить ключевые тренды года наступившего.
— Виталий Геннадьевич, расскажите, как возникла Ассоциация и какие предприятия в нее входят?
— Ассоциация Европейского бизнеса существует в России уже больше 20 лет. У нас две цели. Первая — это укрепление экономических связей между европейскими странами и Россией. И вторая — улучшение инвестиционного климата в России, поскольку компании, которые входят в Ассоциацию, имеют огромный опыт.
А входит в нее более 500 компаний. В первую очередь, это лидеры индустрии для своих регионов — крупные транснациональные корпорации. Но не только они: есть в наших рядах и средние, и малые компании.
Интересен формат работы ассоциации: через рабочие группы — отраслевые и межотраслевые комитеты. Я, в частности, возглавляю, комитет по строительству и производству стройматериалов.
— Перечислите основные задачи вашего комитета. Чем вам приходится заниматься?
— У нас очень большой спектр производств: это строительство как таковое, производство изоляционных материалов, ССС, цемента, гипсокартона, кирпича, металлоконструкций, электрики для дома, отопительных систем, химических добавок в стройматериалы и т.д. Другими словами, в комитет входят предприятия, которые участвуют в строительстве на всех его стадиях.
Что касается основных направлений деятельности, то, прежде всего, это взаимодействие с государственными органами власти. Мы готовим нашу позицию по актуальным для отрасли вопросам, направляем обращения, общаемся с властями напрямую.
И второй момент — это мониторинг и дискуссионная площадка. Мы оцениваем, что происходит на рынке, делимся своими впечатлениями и опытом.
— Если взглянуть в процентном соотношении, представители каких компаний входят в ваш комитет?
— Подавляющая часть — это производители строительных материалов: кроме «Сен-Гобен» в Ассоциацию входят такие компании, как Knauf, ROCKWOOL, BASF, ROCA, Wienerberger, Ruukki, Bekaert, Lindner, CRH и др. Строительство представлено компанией ЮИТ. Также у нас есть подгруппа, которая занимается отопительными системами.
Сейчас наблюдается повышенный интерес к комитету со стороны компаний, занимающихся другими направлениями: инженерия, электрификация, автоматизация, IT-технологии, видеонаблюдение.
Недавно, например, к комитету присоединились компании Ericsson и Siemens — они проявляют интерес к строительству и собираются принять участие в работе нашего комитета.
— Производство компаний, которые входят в Ассоциацию, локализовано в России?
— Сама специфика строительного бизнеса заключается в том, что производство должно быть организовано с очень большой степенью локализации. Поскольку в большинстве случаев, чтобы быть рентабельным, логистическое плечо предприятия должно быть небольшим. А текущая экономическая ситуация только подтолкнула компании нашего сектора ускорить процесс локализации.
Этот тренд последних лет будет продолжаться: производство все в большей степени начинает ориентироваться на местное сырье. У нас, в компании «Сен-Гобен», уровень локализации доходит до 95%. Это очень высокий показатель.
— Наверное, это сказывается и на импортозамещении?
— Все заместить мы не можем: есть, например, химические добавки, которые в России пока не производятся. А в себестоимости, например, сухих смесей, доля такой добавки очень большая. И мы за то, чтобы производство таких компонентов тоже перемещалось в Россию.
И государство вроде бы делает все для импортозамещения и локализации, но иногда какие-то действия толкают ситуацию обратно. Например, не так давно была введена новая система сертификации цементов. Цель этого нововведения благая и направлена на поддержку местного производителя, улучшение качества цемента и строительных конструкций.
Но одновременно получилось так, что новая система оказалась очень неудобной для специальных марок цемента (например, белого и глиноземистого, производство которого в основном находится за рубежом), и рынок столкнулся с дефицитом сырья.
Мы предлагаем вывести эту ничтожную долю рынка цемента из системы обязательной сертификации до того момента, пока не произойдет импортозамещение и в этом секторе — чтобы отрасль не страдала от законодательных нововведений.
— Расскажите еще о проблемах, которые комитету приходится решать…
— Есть актуальный и болезненный вопрос: постановление Правительства №1029 от 29 сентября 2015 года. Этот документ определяет критерии разделения всех производства на четыре категории по уровню негативного влияния на окружающую среду.
Мы столкнулись с ситуацией, когда наряду с химическими производствами, металлургическими компаниями, целлюлозными комбинатами в эту же группу вошли предприятия, которые производят многие виды строительной продукции, уровень воздействия на окружающую среду которых принципиально иной.
Кроме того, эти производства являются современными и оборудованы замкнутыми системами очистки. И критерии, по которым они относятся к первой категории, напрямую не связаны с реальным воздействием на окружающую среду.
Сейчас мы готовим наше обращение в органы власти с предложением исключить эти отрасли из первой категории, поскольку финансовая и регуляторная нагрузка по этому постановлению очень серьезная. А это вопрос рентабельности нашего бизнеса.
Есть и другие проблемы, которые пока, к сожалению, не решены. Например, связанные с профессиональным образованием. Очень много компаний работают с профессиональными образовательными учреждениями, но все социальное партнерство облагается налогами из чистой прибыли, а мы хотим, чтобы это делалось из себестоимости.
Еще одна проблема — новые правила о нагрузках на оси большегрузных машин. В основном строительная продукция перемещается на автомобильном транспорте, и в случае превышения нагрузки на ось мы, как компания-загрузчик, должны платить большие штрафы — при том, что не можем полностью контролировать процесс перевозки.
Ну, и мы рассчитываем на более тесный контакт с одним из наших профильных министерств — Минстроем России. К слову, в Ассоциации регулярно проходят брифинги с участием руководства разных ведомств: Минпромторга, ФАС, Минэкономразвития и т.д., поскольку АЕБ — это прекрасная площадка для коммуникаций.
— Сейчас много говорят об увеличении на рынке объема контрафактной продукции. Вы с этим работаете?
— Очень важная проблема. К примеру, мы выступали с инициативой введения 10-летнего срока гарантии застройщика на построенное здание. Сейчас этот срок равен пяти годам. За это время фальсификат и просто материалы низкого качества, скорее всего, никак себя негативно не проявят, а вот 10 лет — это уже тот срок, в течение которого могут выявиться проблемы.
Мы стараемся использовать европейский опыт, но сталкиваемся с ситуацией, что рынок пока не созрел для таких изменений, поскольку его участники опасаются, что это скажется на стоимости строительства.
Страховщики нам также говорят, что не готовы включиться, поскольку у них нет возможности проводить экспертизу зданий для оценки качества построенных объектов. Пожалуй, и государство не готово. Поэтому мы решили пока снять этот вопрос и оставить его на перспективу.
Но мы уверены, что рано или поздно рынок придет к этому решению. Тем более что проблема безопасности зданий и сооружений в нашей стране очень актуальна.
— А есть ли успехи? Чего вам удалось достичь в прошлом году?
— Есть и прогресс. Например, мы уже давно делаем конкретные предложения по повышению энергоэффективности в строительном секторе. И вот, в прошлом году распоряжением Правительства РФ №1853-р от 1 сентября 2016 года была утверждена дорожная карта по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, разработанная Минстроем России.
Мы считаем, что это очень серьезный системный шаг. И сейчас важно заниматься реализацией пунктов этого плана в правильном русле. В частности, необходимо совершенствовать правовое и административное регулирование этапов проектирования и сдачи реализованных проектов.
Это, в первую очередь, относится к капитальному ремонту. Необходимо разрабатывать финансовые механизмы поддержки применения энергосберегающих решений в новом строительстве и реконструкции и т.д.
— Какие тренды будут развиваться в этом году?
— На мой взгляд, одним из основных трендов 2017 года будет рост объемов экспорта строительных материалов. Сейчас, когда стало выгодно производить их в России, мы увеличиваем свои экспортные поставки.
— Это касается и экспорта в страны дальнего зарубежья?
— Я могу говорить только относительно компании «Сен-Гобен». Сейчас это и скандинавские страны, и Юго-Восточная Европа. Отправляем изоляцию и ССС. Раньше мы завозили в Россию смеси «Вебер», а сейчас начинаем их экспортировать. И наши потребители, расположенные за границей, должны убедиться в том, что российские материалы как минимум не хуже.
А если учесть, что в России многие производства новые, качество в некоторых случаях будет даже лучше, чем на европейских заводах. В Европе многие производства были построены очень давно, и в этом плане наши предприятия выигрывают: оборудование новое, экспертиза прекрасная.
Уже сейчас на наших площадках проводится обучение для иностранцев, которые приезжают из ЕС, Великобритании, Турции и других стран.
Беседу вела Мария СУКОЧЕВА, подготовил Евгений ГОРЧАКОВ