Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции - «Строим Город» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строим Город » Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции - «Строим Город»
Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции - «Строим Город»
Неоднозначное здание претендует на то, чтобы стать главным арт-центром современного искусства в России ...Этого долго ждали, и это случилось. В начале декабря в Москве, на Болотной набережной, наконец-то (после оттяжек из-за пандемии и сдвигов вправо по строительному календарю) открылся Дом



Неоднозначное здание претендует на то, чтобы стать главным арт-центром современного искусства в России






...Этого долго ждали, и это случилось. В начале декабря в Москве, на Болотной набережной, наконец-то (после оттяжек из-за пандемии и сдвигов вправо по строительному календарю) открылся Дом культуры "ГЭС-2". Объект привлекал внимание уже на стадии строительства и имел как ярых поклонников, так и серьезных противников. Ни один уважающий себя урбанист не преминул высказаться о проекте, правда, в основном, в комплиментарных тонах. Это и неудивительно, ведь главным архитектором является Ренцо Пьяно – признанный корифей современной западной архитектуры.


Проект для фонда V-A-C предполагает создание культурного, выставочного, образовательного центра в историческом здании электростанции. Здание отреставрировано и обновлено в соответствии с принципами устойчивого развития и окружено природой – берёзовым «лесом» на западе и площадью у Москвы-реки на востоке.


О новом московском арт-центре, который грозит стать главным местом паломничества людей искусства – наш сегодняшний рассказ.


Богемный папа


Отец проекта - Ренцо Пьяно, итальянец, признанный  на Западе гуру архитектуры, один из зачинателей так называемого «хай-тек стайл». Архитектору недавно исполнилось 84 года. Его творческий путь был чрезвычайно насыщенным, правда специализировался он именно на музейных объектах. Говорят, что ГЭС-2 в Москве напоминает сразу несколько его работ. 





 Дом культуры "ГЭС-2" с прилегающим к нему спуском к воде, который сразу же облюбовала молодежь



Самое знаменитое здание Пьяно - Центр Помпиду, открытый в 1977 году в Париже. Новаторством можно назвать то, что в этом в общем-то обычном, промышленной постройки здании все коммуникации и технические конструкции выведены наружу. Дикая кутерьма труб и остекленных лестничных пролетов делает объект незабываемым с эстетической точки зрения. Зато внутри здания освобождается гигантское пространство для того, чтобы разместить еще больше творений современного искусства.


Культурный центр Жана Мари Тьибау в Нумеа (Новая Каледония) – еще один образец современного подхода Пьяно.  Корпуса выполнены в виде овалов с обрезанным верхом и напоминают не то разбитые кокосы (которых в Каледонии немало), не то хижины местных туземцев, не то яйца доисторических динозавров. Есть у них правда и чисто практическое применение – они защищают от дующих с моря бризов и обеспечивают хорошую вентиляцию здания.


Еще одна спорная работа Пьяно – Музей современного искусства Аструпа-Фернли в Осло.  Правда единственной перекличкой с ГЭС-2 можно считать то, что и тот, и другой объект находятся возле воды.


Но норвежский музей стоит как бы на двух искусственных островах, соединенных мостками. Сами здания – авангардные и функциональные. Тем парадоксальнее смотрится выбранный для облицовки зданий материал – древесина, уводящая к традиционному скандинавскому декору. Освещенность не осталась за кадром - система атриумов и открытых потолков представляет собой гигантский световод.





 Новый арт-центр переоборудован из бывшей электростанции, с сохранением уникальных элементов промышленной архитектуры



Ни один из этих проектов не является ни точной, ни частичной копией московской ГЭС-2. Наш проект – уникален. Все потому, что в данном случае, итальянскому мэтру пришлось не строить заново, а перекраивать уже имеющееся пространство внутри одного из самых почтенных зданий Москвы.


Сама ГЭС – 2 – одна из старейших электростанций в России, построенная в начале 20 века по проекту архитектора Василия Башкирова. В то время ультрапопулярным был неорусский стиль, и ГЭС, как и многие другие электростанции, имела решение теремка из русских сказок. В империи так подчеркивалась связь седого прошлого и индустриального настоящего. Увы о подобном стиле в объекте сейчас мало что напоминает.


ГЭС-2 - одна из первых электростанций Москвы, она обеспечивала электричеством не только московский трамвай, но и центральные районы столицы.


В 2006 году все еще действующую станцию закрыли – сказался износ оборудования.  Объект был выставлен на продажу и лишь в 2014-м куплен как помещение для произведений искусства из коллекции фонда миллиардера Леонида Михельсона. 


Так и началась реставрация. Помочь в такой реставрации призван стиль La Botegga, практикуемый Ренцо Пьяно. Эта идея популярна в Италии со времен Возрождения: она о том, что ученик должен работать вместе с мастером и учиться в процессе работы.


La Botegga по-русски


– Взаимодействие с бюро Ренцо Пьяно было очень серьезным, - объяснили проектировщики. -  Фундаментом работы стала единая BIM-модель. Строительная документация разрабатывалась совместно:  архитекторы из бюро Пьяно следили за каждой частью проекта, постоянно посещали строительство, один из итальянских специалистов на постоянной основе находился в Белокаменной для авторского надзора.
Такое тесное взаимодействие -  совершенно уникальный эвент в российской практике.



Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции - «Строим Город»


 Так выглядел объект ГЭС-2 три года назад, в 2018-м году. Реконструкция электростанции только начиналась



Объект менялся на стадии проектировки и строительства, и с течением времени в нем появлялся новый функционал  -  это, в первую очередь, перфоманс-площадки для концертных мероприятий.  Также важны мастерские для молодых художников. Здесь можно работать с металлами, керамикой, тканями. Предполагается, что пешеходы за стенами ГЭС-2 смогут наблюдать за работой начинающих дарований.


Сама декоративная доминанта внутренних помещений  настраивает на работу и деловой стиль. Супрематизм стерильных белых пространств перекликается с обилием металлических конструкций. Бал здесь правит вездесущая сетка. Это более похоже на ангар, склад или химическое производство, чем на музей современного искусства.


Впрочем, даже создатели предпочитают его так не называть:


- ГЭС-2 — не музей в привычном понимании, а часть города и пространство, где сами посетители становятся частью и творят искусство.





 Входная группа Дома культуры "ГЭС-2" 



Изюминкой проекта стала его высокая технологичность. На крыше и на лужайке перед рощей находятся устройства для сбора дождевой воды. Предполагается, что вода будет использована для полива березовой рощи – еще одного знакового места ГЭС-2.


На кровле здания расположены метеосенсоры, к ним подключена система штор, которые автоматически опускаются, если становится слишком жарко.  Крыша полностью устлана солнечными панелями, предполагается, что это позволит сэкономить до 10% энергии.


Промышленные трубы электростанции теперь работают в обратную сторону. Если раньше они выбрасывали продукты горения, то теперь захватывают чистый воздух с 70 метровой высоты и несут его внутрь здания.


Сами трубы выкрашены в ярко-синий цвет, что придает месту узнаваемость. Впрочем, то, насколько этот цвет уместен и вписывается в окружающее пространство – предмет ожесточенных споров в социальных сетях.


В свое время из здания вывезли 70 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. Некоторые из объектов - автомат газированной воды, кран-балку под потолком, а также панель управления отреставрировали, оставив внутри здания. А вот турбины и механизмы вынесли за пределы объекта - в березовую рощу.


Раньше кровля ГЭС была частично остекленной,  теперь ее остеклили полностью. Также восстановлена башня с часами и ее убранство – дореволюционные перила, плитка, барельефы с растительным узором.  Верхняя часть башни – библиотека, нижняя отведена под квартиры художников.


Березки...


С запада здание ГЭС-2 будет полностью скрыто березами. Настоящая роща из 620 берез отделит арт-центр "ГЭС-2" от соседнего здания подстанции на Берсеневской.





 "Лес" из русских березок в центре Москвы высажен на искусственную "подушку" из почвы 



- Когда ты выходишь из красивого здания, ты должен сохранить эту красоту в себе, нельзя сразу уткнуться в уродливую стену. Нужно полностью менять горизонт, —  так цитирует архитектора издание «Проект Россия».


Поиск «идеальных берез» занял долгое время  - деревья должны были  быть одного возраста и одной ширины.  С трудом удалось найти подходящие экземпляры в одном из питомников Ярославской области.





 На этом снимке хорошо видна та самая "подушка" 



В берёзовой роще планируется сад скульптур и место для перфоманса. И все же основным пространством современного центра будет бывший турбинный зал.


Санта-Барбара по-русски


"ГЭС-2" в лучших традициях современного искусства начинает свою работу с перформанса «Санта-Барбара» исландского художника Рагнара Кьяртанссона. До марта 2022 года актеры каждый день будут переснимать по одному эпизоду знаменитой мыльной оперы. Кстати, арки музея очень похожи на таковые в заставке сериала.


В ближайшие годы в "ГЭС-2" будет проходить программа «Святые Варвары», она будет посвящена фундаментальным клише об образе России.


Также здесь можно будет взглянуть на групповую выставку «В Москву! В Москву! В Москву!» и программу «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». В планах - лекции, модные показы, винтажная ярмарка. Еще одним приключением станет «Комната сенсорных впечатлений», там можно будет помедитировать в темноте.


Словом, Москва приобрела новое и совершенно уникальное культурное пространство. И думается, москвичи – да и россияне! – очень скоро оценят его неповторимость и креативность.


Подготовил Даниил МАЦЕЙКО


(на фото вверху - Дом культуры "ГЭС-2", слева видна наделавшая много шума скульптура "Большая глина №4"   авангардного скульптора Урса Фишера)


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика