Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции - «Строим Город» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строим Город » Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции - «Строим Город»
Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции - «Строим Город»
Неоднозначное здание претендует на то, чтобы стать главным арт-центром современного искусства в России ...Этого долго ждали, и это случилось. В начале декабря в Москве, на Болотной набережной, наконец-то (после оттяжек из-за пандемии и сдвигов вправо по строительному календарю) открылся Дом



Неоднозначное здание претендует на то, чтобы стать главным арт-центром современного искусства в России






...Этого долго ждали, и это случилось. В начале декабря в Москве, на Болотной набережной, наконец-то (после оттяжек из-за пандемии и сдвигов вправо по строительному календарю) открылся Дом культуры "ГЭС-2". Объект привлекал внимание уже на стадии строительства и имел как ярых поклонников, так и серьезных противников. Ни один уважающий себя урбанист не преминул высказаться о проекте, правда, в основном, в комплиментарных тонах. Это и неудивительно, ведь главным архитектором является Ренцо Пьяно – признанный корифей современной западной архитектуры.


Проект для фонда V-A-C предполагает создание культурного, выставочного, образовательного центра в историческом здании электростанции. Здание отреставрировано и обновлено в соответствии с принципами устойчивого развития и окружено природой – берёзовым «лесом» на западе и площадью у Москвы-реки на востоке.


О новом московском арт-центре, который грозит стать главным местом паломничества людей искусства – наш сегодняшний рассказ.


Богемный папа


Отец проекта - Ренцо Пьяно, итальянец, признанный  на Западе гуру архитектуры, один из зачинателей так называемого «хай-тек стайл». Архитектору недавно исполнилось 84 года. Его творческий путь был чрезвычайно насыщенным, правда специализировался он именно на музейных объектах. Говорят, что ГЭС-2 в Москве напоминает сразу несколько его работ. 





 Дом культуры "ГЭС-2" с прилегающим к нему спуском к воде, который сразу же облюбовала молодежь



Самое знаменитое здание Пьяно - Центр Помпиду, открытый в 1977 году в Париже. Новаторством можно назвать то, что в этом в общем-то обычном, промышленной постройки здании все коммуникации и технические конструкции выведены наружу. Дикая кутерьма труб и остекленных лестничных пролетов делает объект незабываемым с эстетической точки зрения. Зато внутри здания освобождается гигантское пространство для того, чтобы разместить еще больше творений современного искусства.


Культурный центр Жана Мари Тьибау в Нумеа (Новая Каледония) – еще один образец современного подхода Пьяно.  Корпуса выполнены в виде овалов с обрезанным верхом и напоминают не то разбитые кокосы (которых в Каледонии немало), не то хижины местных туземцев, не то яйца доисторических динозавров. Есть у них правда и чисто практическое применение – они защищают от дующих с моря бризов и обеспечивают хорошую вентиляцию здания.


Еще одна спорная работа Пьяно – Музей современного искусства Аструпа-Фернли в Осло.  Правда единственной перекличкой с ГЭС-2 можно считать то, что и тот, и другой объект находятся возле воды.


Но норвежский музей стоит как бы на двух искусственных островах, соединенных мостками. Сами здания – авангардные и функциональные. Тем парадоксальнее смотрится выбранный для облицовки зданий материал – древесина, уводящая к традиционному скандинавскому декору. Освещенность не осталась за кадром - система атриумов и открытых потолков представляет собой гигантский световод.





 Новый арт-центр переоборудован из бывшей электростанции, с сохранением уникальных элементов промышленной архитектуры



Ни один из этих проектов не является ни точной, ни частичной копией московской ГЭС-2. Наш проект – уникален. Все потому, что в данном случае, итальянскому мэтру пришлось не строить заново, а перекраивать уже имеющееся пространство внутри одного из самых почтенных зданий Москвы.


Сама ГЭС – 2 – одна из старейших электростанций в России, построенная в начале 20 века по проекту архитектора Василия Башкирова. В то время ультрапопулярным был неорусский стиль, и ГЭС, как и многие другие электростанции, имела решение теремка из русских сказок. В империи так подчеркивалась связь седого прошлого и индустриального настоящего. Увы о подобном стиле в объекте сейчас мало что напоминает.


ГЭС-2 - одна из первых электростанций Москвы, она обеспечивала электричеством не только московский трамвай, но и центральные районы столицы.


В 2006 году все еще действующую станцию закрыли – сказался износ оборудования.  Объект был выставлен на продажу и лишь в 2014-м куплен как помещение для произведений искусства из коллекции фонда миллиардера Леонида Михельсона. 


Так и началась реставрация. Помочь в такой реставрации призван стиль La Botegga, практикуемый Ренцо Пьяно. Эта идея популярна в Италии со времен Возрождения: она о том, что ученик должен работать вместе с мастером и учиться в процессе работы.


La Botegga по-русски


– Взаимодействие с бюро Ренцо Пьяно было очень серьезным, - объяснили проектировщики. -  Фундаментом работы стала единая BIM-модель. Строительная документация разрабатывалась совместно:  архитекторы из бюро Пьяно следили за каждой частью проекта, постоянно посещали строительство, один из итальянских специалистов на постоянной основе находился в Белокаменной для авторского надзора.
Такое тесное взаимодействие -  совершенно уникальный эвент в российской практике.



Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции - «Строим Город»


 Так выглядел объект ГЭС-2 три года назад, в 2018-м году. Реконструкция электростанции только начиналась



Объект менялся на стадии проектировки и строительства, и с течением времени в нем появлялся новый функционал  -  это, в первую очередь, перфоманс-площадки для концертных мероприятий.  Также важны мастерские для молодых художников. Здесь можно работать с металлами, керамикой, тканями. Предполагается, что пешеходы за стенами ГЭС-2 смогут наблюдать за работой начинающих дарований.


Сама декоративная доминанта внутренних помещений  настраивает на работу и деловой стиль. Супрематизм стерильных белых пространств перекликается с обилием металлических конструкций. Бал здесь правит вездесущая сетка. Это более похоже на ангар, склад или химическое производство, чем на музей современного искусства.


Впрочем, даже создатели предпочитают его так не называть:


- ГЭС-2 — не музей в привычном понимании, а часть города и пространство, где сами посетители становятся частью и творят искусство.





 Входная группа Дома культуры "ГЭС-2" 



Изюминкой проекта стала его высокая технологичность. На крыше и на лужайке перед рощей находятся устройства для сбора дождевой воды. Предполагается, что вода будет использована для полива березовой рощи – еще одного знакового места ГЭС-2.


На кровле здания расположены метеосенсоры, к ним подключена система штор, которые автоматически опускаются, если становится слишком жарко.  Крыша полностью устлана солнечными панелями, предполагается, что это позволит сэкономить до 10% энергии.


Промышленные трубы электростанции теперь работают в обратную сторону. Если раньше они выбрасывали продукты горения, то теперь захватывают чистый воздух с 70 метровой высоты и несут его внутрь здания.


Сами трубы выкрашены в ярко-синий цвет, что придает месту узнаваемость. Впрочем, то, насколько этот цвет уместен и вписывается в окружающее пространство – предмет ожесточенных споров в социальных сетях.


В свое время из здания вывезли 70 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. Некоторые из объектов - автомат газированной воды, кран-балку под потолком, а также панель управления отреставрировали, оставив внутри здания. А вот турбины и механизмы вынесли за пределы объекта - в березовую рощу.


Раньше кровля ГЭС была частично остекленной,  теперь ее остеклили полностью. Также восстановлена башня с часами и ее убранство – дореволюционные перила, плитка, барельефы с растительным узором.  Верхняя часть башни – библиотека, нижняя отведена под квартиры художников.


Березки...


С запада здание ГЭС-2 будет полностью скрыто березами. Настоящая роща из 620 берез отделит арт-центр "ГЭС-2" от соседнего здания подстанции на Берсеневской.





 "Лес" из русских березок в центре Москвы высажен на искусственную "подушку" из почвы 



- Когда ты выходишь из красивого здания, ты должен сохранить эту красоту в себе, нельзя сразу уткнуться в уродливую стену. Нужно полностью менять горизонт, —  так цитирует архитектора издание «Проект Россия».


Поиск «идеальных берез» занял долгое время  - деревья должны были  быть одного возраста и одной ширины.  С трудом удалось найти подходящие экземпляры в одном из питомников Ярославской области.





 На этом снимке хорошо видна та самая "подушка" 



В берёзовой роще планируется сад скульптур и место для перфоманса. И все же основным пространством современного центра будет бывший турбинный зал.


Санта-Барбара по-русски


"ГЭС-2" в лучших традициях современного искусства начинает свою работу с перформанса «Санта-Барбара» исландского художника Рагнара Кьяртанссона. До марта 2022 года актеры каждый день будут переснимать по одному эпизоду знаменитой мыльной оперы. Кстати, арки музея очень похожи на таковые в заставке сериала.


В ближайшие годы в "ГЭС-2" будет проходить программа «Святые Варвары», она будет посвящена фундаментальным клише об образе России.


Также здесь можно будет взглянуть на групповую выставку «В Москву! В Москву! В Москву!» и программу «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». В планах - лекции, модные показы, винтажная ярмарка. Еще одним приключением станет «Комната сенсорных впечатлений», там можно будет помедитировать в темноте.


Словом, Москва приобрела новое и совершенно уникальное культурное пространство. И думается, москвичи – да и россияне! – очень скоро оценят его неповторимость и креативность.


Подготовил Даниил МАЦЕЙКО


(на фото вверху - Дом культуры "ГЭС-2", слева видна наделавшая много шума скульптура "Большая глина №4"   авангардного скульптора Урса Фишера)


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Смотрите также
интересные публикации