Стать Севера: путешествие в завораживающую старую Кострому - «Строим Город» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строим Город » Стать Севера: путешествие в завораживающую старую Кострому - «Строим Город»
Стать Севера: путешествие в завораживающую старую Кострому - «Строим Город»
О деревянной архитектуре, русской душе, дедушке Мазае и фараонках... Текущие события ставят под вопрос многие зарубежные поездки. Зато на первый план выходит отечественный туризм. Велика Россия и показать в ней есть что. Особенно притягательны исконно-русские северные губернии. Временами печальная,


Стать Севера: путешествие в завораживающую старую Кострому - «Строим Город»

О деревянной архитектуре, русской душе, дедушке Мазае и фараонках...


Текущие события ставят под вопрос многие зарубежные поездки. Зато на первый план выходит отечественный туризм. Велика Россия и показать в ней есть что. Особенно притягательны исконно-русские северные губернии. Временами печальная, как наклонившаяся березка, временами звонкая, как апрельская капель, русская природа дает о себе знать.


Жемчужинами русской души стали и Северная Фиваида Кирилло-Белозерского монастыря, и Ярославль, и Пошехонье. Но особое место среди них занимает торговая, сырная, веселая, лесная, тихая и нарядная Кострома. Здесь до сих про процветает особенный род русской красоты –  лесной край ставит на первое место живую красоту в дереве, эстетику резьбы, талант выразить сложное через простоту.


О старинном наследии Костромы и ее заповедников народной культуры мы и поговорим сегодня.


Дорога к храму...


... это, пожалуй, главная дорога на Руси. Отвеку, если есть в русском городе мощеная дорога, то она ведет к церкви. А эта последняя является самым красивым зданием во всей округе. Есть что-то особенное в этом презрении к мирским благам во имя прикосновения к небесному, надмирному. Здесь и выход из обыденной жизни во имя чуда, и постановка этого чуда в круговорот привычной недели.


Эстетика северных церквей – бревенчатая. Созданные из самого доступного материала этих мест, они отражают душу лесной глухомани. И в тоже время показывают, что совсем не чужды древних традиций и высокой культуры.





 Церковь Ильи Пророка, Солигаличский район Костромской области



Это церковь Ильи Пророка из деревни Верхний Березовец Солигаличского района. Сама история церкви отражает постоянство и неизменность этой части русской культуры. Так точная дата постройки неизвестна, и мы можем предположить любой год между 16 и 19 веком.


Какая разница? Ведь все остается неизменным. Храм состоит из четверика и двух восьмериков. Все это накрыто куполообразной кровлей и увенчано характерной северной «главкой».


У церкви два основных этажа. Внизу в большом подклете зимняя (отапливаемая)  церковь Покрова, на верхнем ярусе – неотапливаемая летняя церковь Пророка Ильи.


А вот какая прелесть внутри:





 Вид на трапезную и алтарь храма Ильи Пророка



Деревянное чудо по традиции строго делится на 4 части. За иконостасом расположена алтарная часть – вход туда для мирян был запрещен. Основное помещение для молитвы перед иконостасом называлось четверик. Здесь же были места для певчих. Перед четвериком – трапезная. Здесь вкушали пищу по праздникам, могли устраивать свадьбы и поминки, собираться на сход, чтобы решить важный для общины вопрос. Наконец последней, четвертой частью были сени на выходе из храма.


Обычно в сенях и за ними располагалась паперть. На ней и стояли односельчане, попавшие в нужду, в надежде на подаяние Христа Ради.





 Иконостас церкви Ильи Пророка



Четырехъярусный иконостас церкви датируем 18-м веком, причем деревянная резная сень отличается от резьбы иконостаса.


 





 Церковный свод храма Ильи Пророка



Сохранилось в храме и «небо» - церковный свод, на котором изображены все этапы Страстей Христовых.


Впрочем, обычная гражданская застройка не менее интересна...


С печи на полати...


Именно эти два объекта всегда были главными в крестьянской избе. Как в этом доме крестьянки Лоховой из деревни Вашкино Юрьевецкого района Костромской области.



 Слева печь с лесенкой-приступкой, наверху - полати


Про печь и говорить нечего – это и место приготовления пищи, и лежанка и даже ванная... Во многих деревнях сохранился обычай мыться в печи.


Главный предмет деревенского «интерьера» имел вокруг себя множество девайсов. Например, любая печь имела стандартную приступку, которая называлась «голбец».


К печи были также пристроены полати -  второй ярус избы, по сути, широкая верхняя полка.  Русские люди всегда спали на высоте – там тепло и свежо. На лавках спали редко, только когда больше нет места. Семеро по лавкам – крайнее стеснение в доме.


Главная же задача печи – быть центром русского фэншуя. При определении размещения интерьера всегда танцевали от печки.


Напротив печи по диагонали должен быть красный угол, самое чистое место. В красном углу вешали икону, обрамленную вышитым полотенцем, под ней ставился стол, вокруг скамьи и лавки. Стыки лавок назывались в костромских селах суткИ.


Если провести линию от печи к красному углу, то по левую руку (ближе к устью и горнилу печи) будет женская часть избы. Кухня – слово немецкое и современное, изначально она называлась «бабий кут».





 Женская часть избы - со всеми необходимыми приспособлениями, кадками, плошками, корытами...



В женской части висела люлька (зыбка) – она обычно крепилась на длинный толстый прут – «очеп», была кухонная часть, с горшками и ухватами, стояла прялка.


Мужской угол находился обычно ближе ко входу, в так называемой «грязной» части избы – глава семейства там обычно занимался ремеслом – ставил гончарный круг или плел корзины.


В целом в доме было тепло, уютно и никогда не сыро - под тесовую крышу обязательно клали слой бересты – он отлично изолировал от влаги. 


Русская сказка


В костромском крае была распространена так называемая глухая резьба. Особенно славился мастер Егор Степанович Зиринов. Два дома в экспозиции Костромского архитектурно-ландшафтного музея – Дом Серова и Дом Липатова – срублены и украшены его руками.


Дом крестьянина Серова из села Мытищи Макарьевского района -  одна из выдающихся жилых построек Северного Поволжья. Он относится к типу северно-русского дома брусом. Пятистенок объединяет избу и горницу, за ними мост – так в костромских землях назывались сени. Кровля двускатная, стропильной конструкции.


Дом очень хорошо распланирован - имеются двухъярусные кладовые и хоздвор.


Вообще северный дом делился на две части: изба – где находилась русская печь, и горница, где жили обычно летом. Печь топилась и в летнее время, поэтому такая «холодная» жилая часть была в доме необходима.





 Дом крестьянина Серова - пример характерной для северного Поволжья глухой деревянной резьбы






 Обстановка дома зажиточного крестьянина



Как мы видим, внутри дома богато. Но главное богатство – снаружи, это резьба и декор. Дом, напомним, построил известный в Поветлужье мастер – Зиринов. Он сам об этом написал - раньше принято было подписываться именем и отчеством, как здесь: Емельян Степанов (Емельян Степанович Зиринов).





 


Сразу за фамилией мастера, как полагается, фамилия хозяина дома и год.





 




 О фараонах и фараонках


Самый интересный предмет декора - русалки, причем на европейский манер. И это кое-что значит.


Дело в том, что русалочка Ариэль в русских сказках немыслима. На Руси русалками назывались духи девушек-утопленниц. Это очень красивые, но неприятные создания о двух ногах, которые могли легко выходить на берег, сидеть на ветвях и заманивать путников на верную погибель. Никакого хвоста у девиц не было.


Русалки с хвостом – то есть мермаиды, это предмет морского европейского фольклора, на Руси они -  нечастый элемент декора. У нас их называли фараонами (русалка-мужчина) и фараонками (женщина).





 Фараонка, вырезанная на доме Серова



Считается, что такой декор на доме неспроста. Он означал, что зажиточный крестьянин Серов, во-первых, имел дело с Петербургом, а, во вторых, торговал с иностранцами, возможно англичанами.


Но не он один бывал в столицах. Многие костромичи нанимались туда ремесленниками, чаще – плотниками. Правда были и редкие профессии, в которых костромичи давали фору другим. Например, кошатники. Это люди, которые помогали жителям столицы в насущной проблеме - накормить своих кошек, особенно в  период отсутствия хозяев. Ни вискасов, ни кошачьих консервов тогда не было. Зато были крестьяне на заработках. Они делали варево из требухи, крупы и костей и на крестьянской телеге развозили его для кошек по дворам. Вскладчину получались неплохие деньги.


Сельский рай


Впрочем, богатый крестьянин Липатов из деревни Кобылино таким промыслом не занимался. Он продавал лес и бывал по торговым делам в самых разных губерниях. Так и появилась у него идея построить дом со встроенным магазином для односельчан и жителей округи. Ведь деревня, в которой он жил была далека от основных центров и попасть в нее можно было только по реке.





 






 Дом крестьянина Липатова из деревни Кобылино Макарьевского района Костромской области



Товары, привезенные из других губерний ценились чрезвычайно. Прежде всего – металлическая и керамическая посуда. Изящные конфетницы, блюдца и чашки из фарфора, кухля под дорогое вино. Также по аналогии с горожанином, селянину предлагалось приобрести самовары, молочники, кофейники и многое другое.


Особым спросом пользовались редкие продукты. Из южных губерний хозяин лавки привозил разные сорта орехов (фундук, грецкие), а также специи, пряности, чай и соль. Большим спросом пользовалась художественная продукция, прежде всего - лубки.  





 Торговая лавка в доме Липатова



Для своей лавки хозяин выбрал красную линию – первый этаж, причем с отдельным от остального дома входом для посетителей.


К магазину примыкала логистика – а именно деревенский гараж. В нем мы видим сразу несколько основных типов крестьянских саней.





 Хоздвор в доме Липатова



Сам интерьер дома чрезвычайно богат по меркам села. Мы видим и горки (серванты), и резные шкафы, и венские стулья, чрезвычайно модные в конце 19 века, и даже патефон.








   Интерьер зажиточного крестьянского дома 



Верхний ярус дома – «повить» служил для хранения сена, снастей и утвари. Нижний хозяйственный этаж занимали хлева, конюшня, баня, чулан. Между жилой и хозяйственной половиной на обоих этажах размещены «сельники» – небольшие горенки для различных целей.


Избушка Мазая и русская Венеция


Помните, Некрасов написал стихотворение про дедушку Мазая, который плыл на лодке и спасал зайчат?  Вообще-то сюр. Но не секрет, что поэт создал свои стихи, находясь в Костромской губернии. На это его вдохновила сама обстановка – постоянные паводки и подтопления делали многие местности непроходимыми. Лодка – самый необходимый элемент быта.


Русская Венеция выглядела так – деревня на пригорке, а в ложбине хозяйственные постройки – амбары, мельницы. И все на сваях.





Те самые избушки на курьих ножках - в них часто хранили зерно: на верхотуре оно прекрасно "переживало" разливы и подтопления



Даже бани, бывало, стояли на курьих ножках. В паводок помыться ездили на лодке. Когда же вода уходила, то баня гордо возвышалась над местностью и туда поднимались по специальной лестнице. Носить туда воду было мучением, поэтому использовали специальный блок для подъема. 


Народная архитектура северных губерний – многообразна и разнопланова. Традиции деревянного зодчества и декора костромичей занимают в ней значимое место. Будем надеяться, что лесной, плотницкий кастом не прервется, что со временем эти традиции Костромы будут лишь приумножаться.


Даниил МАЦЕЙКО


(в материале использован визуальный ряд экспозиции Костромского архитектурно-ландшафтного музея под открытым небом, на фото вверху - дом Липатова из деревни Кобылино Макарьевского района Костромской области)


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика