Стальной век зодчества: былое или будущее? - «Строительные Материалы» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строительные Материалы » Стальной век зодчества: былое или будущее? - «Строительные Материалы»
Стальной век зодчества: былое или будущее? - «Строительные Материалы»
Есть распространенное мнение, что из стали можно строить только спортивные сооружения, парковки, склады, промышленные цеха, ну и еще, пожалуй, большие торговые центры. Для жилья металл не годится. На самом деле, это не так. При стали В последние годы стальные конструкции стали активно применять и



Есть распространенное мнение, что из стали можно строить только спортивные сооружения, парковки, склады, промышленные цеха, ну и еще, пожалуй, большие торговые центры. Для жилья металл не годится. На самом деле, это не так.






При стали


В последние годы стальные конструкции стали активно применять и на строительстве жилых комплексов. Секрет растущей популярности этого материала прост: сооружения на металлическом конструктиве возводятся буквально за считанные месяцы — собираются на стройплощадке, как конструктор. Здесь исключены «мокрые» процессы. Для монтажа многоэтажного дома из металлоконструкций не нужно много людей: вполне достаточно 5-6 монтажников. А на строительстве высотных зданий металл вообще незаменим — большая часть небоскребов строится как раз на стальном каркасе.



Что уж говорить о «родной» нише металла, где он практически «король» — особенно прижилась стальная технология в паркингах: строя из металла, можно получить парковку практически без колонн. Во-первых, потому, что колонн надо меньше, во-вторых, потому, что действующие колонны имеют меньшие габариты. Стоит ли говорить, что парковаться на такой парковке удобнее, а машиноместо стоит в разы дешевле.


По данным агентства INFOline, объем производства продукции строительного назначения по итогам 2017 года составил 3,5 млн. тонн, что на 4 % больше, чем в предшествующем году. И устойчивая тенденция наращивания производства металлоконструкций прослеживается уже в течение нескольких лет.


Но мы, пожалуй, слукавим, если скажем, что у стального строительства совсем уж нет проблем. Они есть, и их немало. Некоторыми из них поделился на недавнем семинаре «Стальное строительство», который организовала Ассоциация АРСС, представитель компании «Ферро-строй» Игорь Данилов. Компания строит три 17-тиэтажных жилых блока со стилобатной частью на стальном конструктиве. Проект предусматривает монолитное ядро с сеткой колонн по периметру. Металлоконструкции крепятся высокопрочными болтами.


— Первое, с чем мы столкнулись – это отсутствие рынка квалифицированных подрядчиков, специализирующихся на стальном строительстве, — рассказывает Игорь Данилов. – А если такого подрядчика и удается найти, стоимость его услуг достаточно велика. Собственно, и с проектными решениями на «стальном» рынке негусто. Но главное здесь, по словам Игоря Данилова, это, пожалуй, неподготовленность, неосведомленность об особенностях стальной технологии как со стороны заказчика, так и со стороны конечного потребителя.


Стальной век зодчества: былое или будущее? - «Строительные Материалы»

— За границей, например, для покупателя никакой проблемы не составляют металлические балки конструктива, которые кое-где выходят наружу, — продолжает Игорь Данилов. — Приобретатель недвижимости просто не обращает на них внимания. Нам же заказчик поставил жесткое условие: балок нигде не должно быть видно. «Обойти» неудобный момент решили, утопив балку в перекрытии, решение «убивало» двух зайцев — играло огнезащитную роль и обеспечивало гладкий, без выступов, потолок.


Выводы, которые были сделаны в ходе строительства: металл любит простые формы; при проектировании лучше привлекать монтажников; снижая металлоемкость, помни, что это может привести к зашкаливанию стоимости – придется покупать более высокопрочный металл, а он может быть дороже; проверяй все сам: убедись, что твой заказчик знает, где разместить заказ на металлоконструкции.


В интернете крутится ролик одной из китайских строительных компаний: 57-этажное здание строится за 19 дней. Оно собирается из блоков, уже произведенных на заводе. Возможны ли такие скорости?


— Возможны, — считает заведующий сектором высотных зданий и сооружений ЦНИИСК им. Кучеренко Денис Конин. – Но тут надо понимать, что перед этим модули здания целый год изготавливали на заводе. А само здание два года проектировали. Итого – 3 года 19 дней!


— Мне кажется, будущее все-таки за такими быстро собираемыми модулями, — признается Денис Конин. – Причем сейчас все более популярным становится не чисто стальное, а так называемое композитное строительство, когда ядро здания сделано из стального каркаса, а окружающая ядро сетка колонн – из композитов.


Это, кстати, придает зданию необычайную легкость. Металлоконструкции позволяют снизить нагрузку на фундамент, что актуально для высотных зданий. Использование легких и гибких стальных конструкций особенно «показано» в сейсмически неустойчивых районах. Так, например, в башне Ахмат в Грозном бетон, с его большим весом и жесткостью, оказался неприемлем, а вот легкая сталь оказалась как нельзя кстати.


Слишком жесткие нормы?


Что же мешает продвижению стального строительства на российский рынок? Таким вопросом задались участники недавнего пресс-завтрака, организованного Ассоциацией стального строительства (АРСС). Генеральный директор Ассоциации стального строительства (АРСС) Александр Данилов привел такие цифры. Доля зданий на стальном каркасе составляет в России всего 17%, в то время как за рубежом таких домов уже 70%. Несмотря на устойчивую тенденцию к росту, России здесь еще работать и работать.



— Сегодня акцент, во многом, сместился от процесса проектирования и строительства к процессу согласования и визирования проекта, — признается руководитель АРСС Александр Данилов. — То есть, застройщику пришлось переместиться со стройплощадки в бюрократические кабинеты.


Из-за «провалов» в нормативной базе для зданий на стальном каркасе часто приходится разрабатывать специальные технические условия. А это требует согласования с Минстроем, с основными научными институтами. Это затягивает процесс проектирования и отбрасывает проект на чиновничью сторону. Поэтому многие застройщики не решаются на стальные конструкции, несмотря на их преимущества.


— Что мешает? В первую очередь, это жесткие нормы, предъявляемые к зданиям на металлокаркасе, которые есть в России, — считает старший партнер корпорации Thornton Tomasetti и директор ее московского филиала Леонид Зборовски. – Они делают «стальные» здания более дорогими. Что я имею в виду? Например, это требования огнезащиты. В России норма огнестойкости металлоконструкций – четыре часа. Предполагается, что именно за это время пожарные сумеют добраться до очага возгорания и потушить пожар.


В Европе этот норматив – два часа, то есть через два часа пожарная команда уже оказывается на месте и тушит возгорание. Чтобы соответствовать принятым в России нормам огнестойкости, огнезащитное покрытие металла должно быть значительно толще. Таким образом получается серьезное удорожание здания в целом.


Другой норматив – «парусность», раскачивание высотного здания под действием ветровых нагрузок. Решающий показатель здесь – ускорение при раскачивании. В России допустимой считается очень небольшая величина ускорения, а в Чили, Китае, многих других странах этот показатель  почти в два раза больше! То есть допустимая амплитуда раскачивания там – шире. Что это означает? Это означает, что в России, для того, чтобы соответствовать нормативу, здание должно быть более «жестким». А это также ведет к серьезному удорожанию. В итоге, металл, по сравнению с бетоном, проигрывает. Если в России ввести европейскую норму, то стоимость строительства будет намного дешевле.


Надо сказать, что сегодня Ассоциация активно взялась за нормативную базу. Разрабатываются ГОСТы на металлические строительные конструкции и ЛСТК. Уже выпущен Каталог производителей металлоконструкций, Национальный стандарт для проката строительных конструкций и другие ГОСТы.


— Стальные тонкостенные конструкции на основе холоднокатаного профиля — за счет своей быстровозводимости — позволяют оперативно решить проблему жилья для детей-сирот, военных, временных построек в районах природных бедствий, — замечает руководитель проектов инженерного центра АРСС Татьяна Назмеева. Наша собеседница подчеркивает, что при проектировании из ЛСТК важно  использовать коэффициент условий работы — в противном случае, мы получим зыбкость конструкций.


По мнению руководителя АРСС Александра Данилова, ассоциация делает все для того, чтобы стальное строительство развивалось более быстрыми темпами. Собственно, и практика стального строительства, которая с каждым годом все более расширяется, дает пищу для ума, опыт, варианты новых технических решений. Так что будущее у стального строительства, безусловно, есть. А вот каким оно будет, зависит от всех нас – от строительного сообщества, в целом.


Елена МАЦЕЙКО


[media=http://youtu.be/Ff5z_jizOB0]

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика