Подземная Москва: кто следит за исправностью коммуникаций столицы - «ЖКХ» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » ЖКХ » Подземная Москва: кто следит за исправностью коммуникаций столицы - «ЖКХ»
Подземная Москва: кто следит за исправностью коммуникаций столицы - «ЖКХ»
…Они есть на каждой московской улице, в каждом переулке, на каждой площади. Они прямо у нас под ногами, но мы идем, не замечая их. Да, да, речь о самых обычных канализационных люках, которые, по сути, являются входом в таинственный подземный мир большого города. Иные из них разбросаны вдоль





…Они есть на каждой московской улице, в каждом переулке, на каждой площади. Они прямо у нас под ногами, но мы идем, не замечая их. Да, да, речь о самых обычных канализационных люках, которые, по сути, являются входом в таинственный подземный мир большого города. Иные из них разбросаны вдоль магистралей, иные собраны по нескольку штук на пятачке. Каждый отличаются рисунком на крышке. Одни ребристы, другие – в шашечку. На самом деле это - классификация, каждый лаз ведет к своей системе – водосток, связь, теплосеть. Все это - колодцы, туннели, ассамблеи, ходы и люфты.  Переплетаясь, но, не смешиваясь, они растянулись под Москвой на сотни километров. И если снять пару слоев с московских магистралей, то взгляду предстанет нутро столицы, заполненное, на манер тату на руке культуриста, затейливым узором из многокилометровых коммуникаций.


О том, как живут и развиваются инженерные сети огромного города, кто смотрит за этим хозяйством и что нужно делать, чтобы не провалиться под землю, мы и поговорим сегодня.






Дети «умного» подземелья


Мир московских подземелий велик. А чтобы стало понятно, насколько, этим летом был наконец окончательно составлен Сводный план подземных коммуникаций Первопрестольной. И по данным ГБУ "Мосгоргеотрест" для производства полного подземного кадастра пришлось оцифровать около 300 тыс. документов.


- Мы ради интереса пытались подсчитать, сколько километров сетей опутывает столицу, но довольно быстро отказались от этой идеи, - объясняют эксперты «Мосгоргеотрест». – Ведь изменения в Сводном плане происходят в ежедневном режиме. Туда заносятся сведения о согласованных проектах строительства подземных сетей и сооружений, исполнительные документы, принятые Москомархитектурой после завершения стройки.





 


…Работа по охране и ремонту сетей - не из легких. Например, стандартная операция - ремонт смотрового колодца водостока - предполагает серьезный фронт работ, с заменой опорной плиты, установкой доборного элемента: железобетонного кольца с частичной заменой железобетонной кладки. Приходится задействовать слесарей аварийно-восстановительных работ. К группе быстрого реагирования также прикрепляется водитель бункеровоза и водитель крановщик крана манипулятора.


- Существует определенный регламент. Допустим, актом обследования фиксируется, что есть люфт чугунного оборудования, а это впоследствии может привести к поломке крышки, а значит ДТП или несчастному случаю, - объясняет заместитель начальника эксплуатационного гидротехнического района №3 (ЭГТР-3 ГУП «Мосводосток») Александр Никулица. – Не секрет, что элементы сети подвержены техническому износу. Любой возникший зазор может привести к деформации, и как следствие, выходу из строя оборудования. Поэтому производится оперативный ремонт смотрового колодца.


Как находят подобные неисправности?


- Во-первых, есть плановые работы по обследованию водосточной сети, - объясняет Александр Никулица. – Коммуникации обследуются по заранее составленному плану.


Ежедневно в ЭГТР-3, например, на работы по ремонту колодцев, решеток и замене асфальтового покрытия выходят  две бригады (в ночное время дежурит еще одна). Объем работы немаленький, ведь, граница гидротехнического района начинается от северо-восточной хорды (Бусиново) до Крестовского путепровода по проспекту Мира, до Октябрьского путепровода (Дмитровское шоссе) включая поселок Северный. В общем, в сферу обслуживания только одного гидротехнического района входят Северо-Восточный, Восточный и частично Центральный административные округа.


Только на территории ЭГТР-3 имеется 656 километров водосточной сети диаметром от 100 до 1200 мм.  В гидротехническом районе есть так называемые полупроходные коллектора диаметром от 1200 до 1500 мм и проходные коллектора свыше 1500 мм.





Подземные реки


Обследовать водосточные подземелья в обычном облачении нельзя.  Предполагаются средства индивидуальной и коллективной защиты -   специальные гидротехнические костюмы,  водонепроницаемые полукомбинезоны и комбинезоны, страховочные привязи и веревки. Имеются в «джентльменском наборе» респираторы, противогазы и газоанализаторы. Эти вещи реально нужны.


- Мы проходим коллекторы с газоанализатором. В наряде допуска фиксируется разрешенный процент загазованности сероводородом, - рассказывает инженер-эксперт.


Фактически приходится обследовать подземные реки – коллекторы протяженностью более 114 км. И как любая река они имеют исток и русло.


- Начинается все с «соточки» (диаметр - сто),  речь идет о пристенных дренажах вдоль зданий, которые отводят грунтовые воды, - поясняет наш собеседник. - Потом они переходят в более крупные - диаметром 200-300 мм, дальше все развивается поступательно по нарастающей.


Расширяясь,  коммуникации «впадают» в русла московских рек.  Например, в ЭГТР-3 их две – Лихоборская обводнительная система и река Яуза.


Для обслуживания подземных рек не обойтись без тяжелых систем. Так в 3-м гидротехническом районе насчитывается 25 единиц техники – семь специализированных очистителей (очистка, промывка, подготовка водосточной сети к сезонным паводкам), три гидрокрана с манипуляторами и компрессорами для ремонта на водосточной сети (водоприемные и смотровые колодцы).





  


Имеются два мусоровоза, они специализируются на вывозе строительного мусора, и мусора на открытых руслах рек (обычно -  древесина и покос травы). Кроме того, обязателен вывоз илового осадка с очистных сооружений. В этой работе задействован самосвал.  


Подготовительные работы не менее важны, чем основные, поэтому в штате подразделения насчитывается 5 ГАЗелей. Они осуществляют транспортировку инструмента, людей и дорожных знаков. Радует то,  что, в отличии, скажем, от коммунальщиков,  вся техника гидротехрайона -  отечественного производства.


Слив засчитан


Колодцы и по гарантийному сроку, и по грузоподъемности делятся на три основных категории в зависимости от типа дороги.  На придомовых территориях стоят облегченные колодцы, гарантия на которые обычно два-три года (правда, служат они обычно дольше). Если во двор случайно «завернула» тяжелая техника, она может и раздавить оборудование. И колодец приходится менять.  


На основных транспортных магистралях устанавливается оборудование, выдерживающее 40 тонн. Его гарантийный срок службы также 2-3 года. Если проезжая часть представляет собой, например, вылетную магистраль, по которой постоянно движется огромное количество машин, то здесь монтируют тяжелое чугунное оборудование и опорные плиты ОП – 6.


На тротуарах чаще всего применяется песчано-полимерное, оборудование, которое выдерживает 12,5 т. По нему спокойно проходят большие массы людей, проезжает жилищно-коммунальная техника.


Как сквозь землю провалился…


Впервые люки для канализации появились более 2 тысяч лет назад в Древнем Риме. В России первая крупная канализация были заслугой (и украшением) Новгорода Великого. Однако, распространение такие блага цивилизации получили не везде. Так, еще в начале 20-го века в провинциальных русских газетах можно было прочитать объявление о том, что мужчина, переходя улицу, утонул в грязи. 


Впрочем, и сегодня за примерами далеко ходить не надо. Провалы на дорогах, уходящие под землю люди и автомобили – все это, к сожалению, встречается в современных лентах новостей. Наиболее вопиющий случай произошел 19 ноября 2019 года в Пензе. Напомним, автомобиль "Лада Ларгус" с двумя мужчинами, находясь на парковке, полностью провалился в яму с кипятком. Люди заживо сварились.


От чего зависят подобные катастрофы и как не «лечь на грунт» самому?


- Такие провалы обычно происходят в период перехода с положительной на отрицательную температуру или с переходом на ноль, - комментирует Александр Никулица. – Причиной может стать разуплотнение грунта. Если это теплосеть, то от перепада температур могут образовываться свищи, грунт проседает. Появляется воздушная прослойка, и автомобиль, продавливая своим весом дорожное полотно, просто проваливается.


Правда, по словам Александра Никулицы, существуют специальные меры по предотвращению подобных инцидентов.


- У нас регулярно проходит обследование водосточной сети со спусками в колодцы для выявления расхождения стыков труб, их разгерметизации - объясняет Александр. - Вода поступает в водоприемные колодцы, потом она транспортируется через трубопроводы, все это просматривается, и если образовываются какие-то пустоты - это быстро обнаруживается.


В ЭГТР-3 имеется специальный робот-телеинспектор, который проходит по трубопроводу вместо человека. Он выявляет дефекты, после чего составляется аварийный акт, и трубопровод меняется на новый.


Подземные сети Москвы – это сегодня целая инженерная отрасль, свой мир, который живет и дышит в такт с «верхним» городом. А чтобы это дыхание было ровным и глубоким, целая армия специалистов ежедневно выходит на работу, чтобы в режиме нон-стоп отслеживать исправность подземных коммуникаций столицы.


Даниил МАЦЕЙКО


Кстати:


Счастливчик Люк


Люки, безусловно, являются интересной платформой для дизайнерских решений и плотно вписаны в урбанистическое оформление города. Но, чего греха таить, по художественной ценности отечественным образцам далековато до западных «коллег».


Известный блогер Илья Варламов пишет:


- Так получилось, что люки стали неотъемлемой частью городских улиц. Они располагаются в совершенно непонятных для меня местах. Какие-то на дороге, какие-то прямо на тротуарах. Если с люками на дорогах все понятно — они выполняют исключительно утилитарную функцию, то с тротуарами история сложнее. Люк на пешеходной зоне не может быть некрасивым. Люк — это городские цветы под ногами пешеходов. Эти цветы могут быть только прекрасными.





У каждого нормального города есть свой люк. По дизайну канализационных люков можно судить об отношении мэрии к жителям. В городах, где любят и уважают жителей, им не могут подсунуть ржавый, грязный, чугунный блин на тротуаре. Люки дарят людям тепло и радость, люки украшают город, люки могут быть произведением искусства и достопримечательностью, люк — это символ города!



Подземная Москва: кто следит за исправностью коммуникаций столицы - «ЖКХ»


Думаем, блогер прав. Все, что окружает горожанина, должно быть прекрасно. И люки, в том числе.





{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика