Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства - «Строим Город» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строим Город » Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства - «Строим Город»
Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства - «Строим Город»
Как чувствуют себя строители города на Неве Противоречивые тенденции в развитии строительного комплекса обсуждались на XIV съезде строителей Санкт-Петербурга, прошедшем на днях в Выставочном комплексе «ЛЕНЭКСПО». С одной стороны, растет объем работ, с другой — явно запаздывает формирование


Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства - «Строим Город»

Как чувствуют себя строители города на Неве






Противоречивые тенденции в развитии строительного комплекса обсуждались на XIV съезде строителей Санкт-Петербурга, прошедшем на днях в Выставочном комплексе «ЛЕНЭКСПО». С одной стороны, растет объем работ, с другой — явно запаздывает формирование социальной инфраструктуры и комфортной городской среды.


 


Буря и натиск


— Наши строители достойно завершают 2016 год, — сообщил аудитории профессионального форума вице-губернатор Санкт-Петербурга по вопросам капитального строительства, реконструкции, архитектуры и градостроительства Игорь Албин. — Объем работ, выполненных за 10 месяцев, оценивается в 327,4 млрд руб., что составляет 105,7% к уровню 2015 года. Строительная отрасль обеспечивает 7% валового регионального продукта (ВРП).


По данным Росстата, Петербург — одна из наиболее инвестиционно привлекательных территорий в стране. Среди субъектов РФ северная столица занимает 3-е место по площади сданного в эксплуатацию жилья, уступив 1-ю и 2-ю позиции Московской области и Краснодарскому краю.


За период с января по ноябрь 2016 года в Петербурге построено 730 домов на 35 тыс. квартир, обеспечивших первичный рынок недвижимости 2,2 млн кв. м жилья, что составляет 102,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.




Тем не менее динамика роста новых жилых кварталов не совпадает с вялым темпом формирования городской среды. Показателен пример Шушар — поселка, вошедшего в городскую черту Санкт-Петербурга. Весной 2014 года его жители обратились с письмом к Президенту России Владимиру Путину с требованием остановить жилищное строительство и направить к ним независимую комиссию.


Среди высотных зданий, в которых покупают квартиры молодые петербуржцы, не нашлось места для детской поликлиники, детских садов и школ. СМИ тут же охарактеризовали ситуацию в Шушарах как «градостроительный геноцид».


За два года численность населения Шушар увеличилась почти на 12 тыс., превысив 55,3 тыс. человек. Жители микрорайона по-прежнему испытывают неудовлетворенную потребность в социальной инфраструктуре, рекреационных зонах и спортивных сооружениях. До сих пор не решена проблема транспортной доступности.


Так люди стали заложниками дисбаланса в развитии строительного комплекса.


 


Толика футуризма


Границы города расширяются. Только в первом полугодии 2016 года Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (Госстройнадзор СПб) выдала 79 разрешений на строительство объектов суммарной площадью свыше 7 млн кв. м — вчетверо больше, чем в прошлом году. К исходу сентября их количество возросло до 119. Что произойдет с общественными пространствами?


В ближайшие 10 лет лидеры строительного бизнеса намерены реализовать более 150 проектов по развитию социальной инфраструктуры в партнерстве с органами государственного и муниципального управления. Треть соглашений на общую сумму свыше 46 млрд руб. будет заключена по итогам текущего года.




Промышленные зоны Санкт-Петербурга


В 2017 году результаты взаимодействия власти и бизнес-сообщества должны обрести форму схем территориального планирования и градостроительного зонирования. В среднесрочной перспективе такие методы станут привычными инструментами градостроительной политики и войдут в методологию разработки Генерального плана Санкт-Петербурга на период до 2043 года.


В пределах Петербурга предполагается создать порядка 60 транспортных узлов. От съезда с Западного скоростного диаметра (ЗСД) в районе улицы Благодатная до правого берега Невы проектируется платная вылетная магистраль, Витебский вокзал и аэропорт Пулково свяжет линия «Аэроэкспресса», строительство которой планируется начать во второй половине 2018 года.


Петербург сочетает черты историко-архитектурного музея под открытым небом и современного мегаполиса. Девять архитектурных студий и мастерских из России, Голландии, Финляндии и Норвегии были привлечены к разработке концепции преобразования «серого пояса» — заброшенной промзоны в южной части города вдоль рек и каналов. Пришло время находить и привлекать инвесторов, способных осмыслить и воплотить самые смелые и оригинальные идеи.




MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса»


Для осуществления замыслов нужно модернизировать нормативную базу регулирования отрасли. В нынешнем состоянии она отражает реалии давно ушедшей эпохи. Некоторые коррективы в планы застройщиков внесет охранное законодательство. С 15 января 2017 года в Петербурге вступит в силу областной закон о генеральном плане и утвержденных границах охранных зон культурного наследия. Будут введены новые регламенты землепользования и высотные ограничения для объектов в историческом центре города.


 


Новая реальность


Между тем проблем в строительстве города на Неве хватает.


— Медленное продвижение вперед на фоне снижения темпов развития отрасли в целом — так можно определить реальность, в которой оказались петербургские строители, — отмечает вице-президент Союза строительных компаний «Союзпетрострой», д.э.н. Лев Каплан. — Можем ли мы с уверенностью говорить о стратегическом развитии на среднесрочную и долгосрочную перспективу в этих условиях?


Лев Моисеевич напомнил коллегам о том, что кроме относительных показателей есть другие аспекты развития отрасли, в частности технологический рост. Уход с рынка молодых и перспективных игроков из-за грозящего им банкротства может обернуться невосполнимыми потерями. Ведь переход на Федеральную контрактную систему (ФКС), начавшийся в 2016 году, ограничил их конкурентоспособность. Доля малых и средних компаний на строительном рынке России уже сейчас не превышает 10%.


С принятием 372-ФЗ, отменившего обязательное членство в СРО для субподрядчиков, многие стали от него отказываться.


— Взносы  в условиях кризиса стали для предприятий непосильным бременем, — сетует вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», координатор НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу Алексей Белоусов. — Необходим алгоритм взаимоотношений застройщиков с предпринимателями и внятный механизм конкурсных процедур, который обеспечит им полноправное участие в исполнении подрядов.


По данным НОСТРОЙ, к началу декабря потери компенсационных фондов уже составили 7,3 млрд руб. Достаточность средств подтвердили только 11 из 29 СРО. Сейчас Нацобъединение готовит методические рекомендации и разъяснения по 372-ФЗ. Вполне очевидно, что система саморегулирования отрасли не отвечает требованиям времени.


 


За «доступ к делу»


Съезд прошел гладко, без явных столкновений интересов и жарких дискуссий. Только отдельные моменты напоминали о противоречиях, хорошо известных каждому строителю и характерных для любого областного центра России — тем более города федерального значения.


Крупные инфраструктурные объекты, которые возводятся на деньги из государственного бюджета, наращивают показатели и вливают «свежую кровь» в строительный комплекс, но не оздоравливают — напротив, выявляют пороки производственного процесса и системы сложившихся взаимоотношений между его участниками.


Самый яркий тому пример — футбольный стадион «Зенит-Арена» в западной части Крестовского острова, где было задействовано более 60 строительных, проектных и изыскательских организаций (4,5 тысячи человек). Проект неоднократно дорабатывали — каждый раз с повышением стоимости, а срок окончания работ задержали на семь лет — с конца 2009 года до даты, обнародованной в день XIV съезда петербургских строителей: 26 декабря 2016 года.


Строительный рынок Петербурга монополизирован. Около 90% процентов жилья строит «горячая десятка» крупных игроков. Тренд по  умолчанию — протекционизм. Управляющие компании приобретают участки земли у города или у предприятий-банкротов, заказывают проекты архитекторам, приближенным к руководству, самостоятельно находят источники финансирования и сами продают квартиры.


Если разобраться в том, что фактически представляет собой российский девелопмент, то возникают закономерные сомнения в статусе лидеров рынка. Комплексным освоением территорий «избранные» себя не перегружают. Отсюда частоколы высотных зданий с отсутствием каких-либо признаков благоустройства вокруг. Застройщики спешат заработать деньги, чтобы окупить официальные производственные затраты и неофициальные платежи за «доступ к делу». Видимо, существующие ценовые сговоры завышают стоимость жилья, рассчитанного на беднеющий средний класс.


К сожалению, пока все предположения о возможном снижении ипотечной ставки до 7%, высказанные участниками съезда, — это не более чем утопия. В условиях, когда четверть населения страны (17 млн человек) одновременно выплачивают по пять и более кредитов, трудно ожидать скачка покупательной способности. Ни навязчивая реклама в социальных сетях, ни другие маркетинговые уловки не дадут эффекта при прогрессирующем сокращении потребительского кредитования в 2014—2016 годах. Жилищному рынку, похоже, грозит кризис перепроизводства.


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ


Фото: archi.ru, pan-landyshi.ru, fotki.yandex.ru


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика