Рынок кровли: премиум-сегмент металлочерепицы показывает рост - «Строим Город»
С каким настроением встретит Новый год лидер отечественного рынка кровельной продукции
В декабре принято подводить итоги текущего года. Сегодня наш собеседник — председатель Группы правления Ruukki Russia Юсси ТУЙСКУ, с которым мы побеседовали о том, насколько адекватно чувствует себя рынок кровельной продукции в России.
— Г-н Туйску, давайте попробуем подвести предварительные итоги 2016 года. Как Вы оцениваете ситуацию на рынке кровельной продукции в России в 2016 году? Каковы тенденции в его развитии?
— Продукция, которую мы производим и продаем в России, в основном является кровлей премиум-класса.
Например, несмотря на кризис, продажи такого премиум-продукта, как автомобили Bentley, в России в этом году выросли на 40%. Мы не настолько увеличили продажи, но из всех наших товаров в России кровля чувствует себя лучше всего.
Я бы сказал, что год за годом кровельный бизнес развивается хорошо. Нас также радует то, как идут розничные продажи.
— Учитывая, что в России кризис ощущается сильнее, чем в странах Западной Европы и США, есть ли какие-то отличия от мировой ситуации?
— От Европы Россия отличается, потому что там все сегменты развиваются одинаково. А здесь все-таки чувствуется кризис. В целом в стране рынок уходит к битумным черепицам, хотя металлочерепица продолжает оставаться стандартом качества.
Кроме того, в Скандинавии, например, законодательно зафиксированы стандарты: толщина металла — минимум 0,5 мм, использование цинка — минимум 275 г/м2. Здесь же, к сожалению, нет таких стандартов, и в ИЖС каждый может делать что хочет.
Наши партнеры, которые работают с разными сегментами продукции, говорят, что очень сильно упал самый низкий ценовой сегмент, представленный на российском рынке китайскими производителями. Это вариант толщины 0,32—0,4 мм с цинком менее 140 г/м2.
Средний сегмент, представленный в основном российскими производителями, также упал, но более-менее держится. А вот премиум-сегмент растет.
— Интересная картина получается: люди отказываются от некачественных товаров в пользу более качественных?..
— Я бы сказал, что те покупатели, у которых не было достаточно средств на покупку, сейчас вообще потеряли возможность приобретать, и поэтому они отказываются от серьезных вложений.
Продолжают строить только состоятельные люди. Как говорится, в кризис богатые богатеют, а бедные, увы, беднеют.
— За два последних года жизнь вошла в новую колею, образовалась другая реальность, в которой мы существуем. Насколько «Руукки» адаптировались к нынешним российским реалиям? Пришлось как-то перестраивать бизнес?
— Все как-то адаптировались к реальности. Начиная с минувшего лета, мы прорабатываем планы на 2017 год. Нам необходимо заранее предвидеть ситуацию, потому что мы обязаны думать о своих сотрудниках, партнерах, клиентах, учредителях. Мы — бизнес, а не благотворительный фонд.
Уже летом 2013 года мы видели, что в экономике что-то происходит, а в 2014-м начали это явно ощущать.
Два года назад мы приняли решение, что надо адаптироваться к новой реальности. И если говорить о положительном, то те меры, которые были предприняты, и то, что было сделано в этом году, дает нам относительно хороший результат сейчас, во втором полугодии.
Наша команда умеет работать, и сейчас это стало особенно заметно.
— А можете привести примеры этих мер? Вы изменили линейку, сократили персонал, снизили качество?
— Бренд «Руукки» не позволяет нам снижать качество. Ведь те же Mercedes или Bentley не могут изменить свое качество из-за того, что у них упали продажи. Но мы внимательно изучаем статьи расходов и предпринимаем шаги, которые не всегда очевидны.
У нас три площадки в Обнинске и Балабаново. В этом году мы поменяли структуру продаж и управление проектами. Эти и другие меры дают эффект не сразу, но помогают.
Конечно, приходится принимать решения и по кадрам. В целом, если говорить о нашей компании, то мы уже адаптировались к нынешней реальности.
— Какова ваша ценовая политика относительно мировых цен? Вы же не можете продавать по мировым ценам в России?
— В изготовлении кровли мы на 99% используем импортную сталь, которая поставляется нашей материнской компанией. Это сталь шведского холдинга, которая производится в Финляндии.
Чтобы обеспечить качество, мы, конечно, должны адаптироваться, но при этом не доводить ситуацию до убытков.
— В 2018 году в России пройдет чемпионат мира по футболу. Возможно, у вас есть заказы по металлоконструкциям и кровле для стадионов. Но когда все эти стройки закончатся, нет ли опасения, что рынок может провалиться? Или это небольшой сегмент для вас?
— Мы не ориентированы на футбол. Например, количество проектов в этом году у нас было таким же, как в прошлом.
Другое дело, что рынок рухнул еще два года назад. Мы уже живем в этих реалиях, и у нас меньшее количество сотрудников. Поэтому наш план на следующий год очень реалистичный.
Проекты есть, хотя понятно, что ситуация на рынке влияет и на нас, и на другие компании. Но вечно такая ситуация, как сейчас, длиться не может.
— Кровлю премиум-класса вы делаете из финской стали. Но, насколько я знаю, есть продукция, которая делается из российского сырья?
— Для выпуска другой продукции мы сотрудничаем с российскими заводами, и у нас нет нареканий к качеству их материала.
— Если сравнить количество российского и импортного сырья, то какой материал вы используете больше? И как реализуется продукция из российского сырья: идет ли она только на российский рынок?
— За исключением кровли наша продукция выпускается из российского сырья. Рынок сбыта: Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Грузия. Проблем с этой продукции нет.
А кровля «Руукки» производится здесь из импортной стали и предназначена как для российского рынка, так и на экспорт. «Руукки» в России — экспортер в страны СНГ.
— Если говорить о наступающем 2017 годе, который, как Вы говорите, уже просчитываете, то какой политики будет придерживаться компания?
— На следующий год мы смотрим реалистично. Мы уже открыли розничный магазин в Балабаново в 2015 году, в марте 2017-го откроем второй.
И, конечно, для нас важен экспорт. Мы переориентировали продажи металлоконсрукций таким образом, чтобы лучше отвечать на запросы, которые поступают из-за рубежа.
— Власти ожидают в следующем году небольшого роста экономики, часть экспертов говорят, что продолжится стагнация. А чего ожидаете вы: дальнейшего роста премиум-сегмента или готовитесь к чему-то другому?
— Мы ожидаем роста. А по конструкциям и панелям, я думаю, следующий год будет таким же, как нынешний.
Также надо учесть не только ситуацию на рынке, но и то, что происходит с его игроками. Некоторые из них, к сожалению, находятся в состоянии некоего кислородного голодания. Это не может не влиять на нас.
Сейчас для каждого партнера, клиента и инвестора важно понимать, какие существуют риски и как ими управлять.
— Не обострилась ли в связи с кризисом на рынке проблема некачественных товаров? Я разговаривал с представителями ряда компаний, которые говорят, что многие игроки стали халтурить: выпускать некачественную продукцию, продавать контрафакт... Что скажете?
— Мы этим не занимаемся. Есть ответственность покупателя: все знают, что дешевого и качественного товара на рынке не бывает. А если ему предлагают такой товар, о котором Вы сказали, то стоит задуматься о том, нужно ли такой товар приобретать.
Хотя надо признать, что такие случаи встречаются.
— Мы недавно беседовали с президентом Союза архитекторов России Николаем Шумаковым. Он говорил о разработке программы поддержки молодых архитекторов. Вы готовы принять участие в подобных программах?
— Да, и мы уже принимали участие в таких программах в Финляндии. Там организовали конкурс для молодых архитекторов, на котором они проектировали дом и логистический центр для Санта Клауса. Задание было задумано с юмором, но подойти к его выполнению надо было серьезно. Победители отправились в Европу.
— И напоследок по традиции — вопрос личного характера. Удалось ли Вам в прошлом году принять участие в мотогонке Iron Butt, как Вы планировали?
— В прошлом году, к сожалению, я вынужден был ее пропустить, поскольку болел. Остается надеяться, что получится в следующем году.
Но я люблю путешествовать. В этом году побывал в Баварии. Вообще в Германии я был неоднократно, но в этот раз был по-настоящему удивлен — как же там хорошо отдыхать…
Беседу вел Евгений ГОРЧАКОВ