Советское модернистское здание на Правды перестроят до неузнаваемости - «Свежие новости строительства»
Еще один образчик советского послевоенного модернизма — здание интерната балетного училища имени Вагановой на улице Правды, 3, утратит свой облик. Его реконструируют по проекту псковских архитекторов. Эксперты говорят, что, несмотря на просьбы архитектурной общественности, даже более ценные образцы зодчества 1960–1980-х годов сейчас никак не застрахованы от разрушения.
Здание интерната хореографического училища имени Вагановой было построено в 1960-х годах по проекту архитектора Сергея Михайлова. На первом этаже постройки проложена сквозная открытая галерея, над которой нависает стеклянный объем репетиционного зала на верхних этажах. В последние годы постройка находится в неудовлетворительном состоянии, рядом с ней пришлось даже установить поддерживающие конструкции, дабы предотвратить падение бетонного козырька здания.
Интернат балетного училища имени Вагановой на улице Правды, 3
Теперь сооружение планируется реконструировать, сохранив функцию общежития, и после проведения всех работ в нем снова будут проживать студенты Академии русского балета имени Вагановой. Проект обновления здания разработало ОАО «Институт „Псковгражданпроект“».
Здание планируется сделать четырех-пятиэтажным, при этом часть четвертого этажа постройки будет имитировать кирпичное завершение классического петербургского дома с многочисленными дымоходами, а другая, более высокая, половина здания получит строгий облик в духе функционализма. В постройке, помимо жилых помещений, будут обустроены классы для занятий и зимний сад. Перед зданием высадят березовую рощу.
Как пояснил «Карповке» генеральный директор «Псковгражданпроекта» Аркадий Гинделис, такое переоборудование здания не потребует сноса существующей постройки, поскольку основные конструктивные элементы здания находятся в удовлетворительном состоянии. Господин Гинделис рассказал, что непосредственный автор проект перестройки Юрий Ширяев при создании проекта исходил из того, чтобы внутреннее устройство позволяло студентам, которые попадают в училище еще детьми, максимально абстрагироваться от учебы. Даже коридоры общежития, по словам нашего собеседника, будут выглядеть нетрадиционно: они должны будут напоминать улицы, на которых каждая комната будет отдельным «домом» — личным пространством учащихся.
Проект реконструкции интерната
Гендиректор «Псковгражданпроекта» сообщил, что также будет благоустроено пространство позади постройки. Там появится небольшой сквер для отдыха, в котором возведут ротонду в стиле классицизма — напоминание о главном здании Вагановки на улице Зодчего Росси. Ожидается, что перестройка советского здания начнется в 2014 году, отметил господин Гинделис.
Меж тем проект перестройки советского здания нравится далеко не всем экспертам. Так, архитектурный критик Никита Гранько отметил в беседе с «Карповкой», что советский облик постройки интереснее, чем вариант ее реконструкции, предложенный псковичами. «Здание замечательное, но оно так втиснуто между соседними, что эффект резко теряется. Ради хорошего проекта можно смириться с его потерей, но здание на проекте как-то очень безлико смотрится. То, что есть сейчас, гораздо выразительнее», — заявил собеседник «Карповки».
Вопрос сохранения облика советской послесталинской архитектуры меж тем неоднократно поднималась петербургской общественностью. В частности, городской Союз архитекторов направлял руководству города список строений 1960–1980-х годов, которые стоило бы сохранить. В него вошли, в частности, БКЗ «Октябрьский», ансамбль площади Победы, СКК «Петербургский», ТЮЗ на Пионерской площади и многие другие строения. Тем не менее официальных шагов по их сохранению принято не было.
Здание Морской академии имени Макарова на Петергофском шоссе
«Существует противоречие между действующим законодательством и желанием сохранить лучшие произведения советской послесталинской архитектуры. Они не имеют возраста, достаточного для объявления их памятниками даже регионального значения, однако некоторые из них не хотелось бы не только разрушать, но даже реконструировать с изменением внешнего облика», — заявил «Карповке» руководитель ООО «Архитектурное бюро „Студия-17“» Святослав Гайкович.
В качестве наиболее важных примеров архитектуры этого периода, достойных сохранения, зодчий назвал здание Морской академии имени Макарова на Петергофском шоссе, Морской вокзал в Гавани, а также советские корпуса ЛЭТИ на улице Профессора Попова. «Меня в наибольшей степени волнует судьба Академии имени Макарова, которая сейчас приговорена к сносу ради создания парадного вида на новый конгресс-центр по довольно сомнительному проекту», — отметил господин Гайкович в беседе с «Карповкой».
«Интересных авторских зданий того периода не так много в отличие от типовых, а потому я не стал бы их разрушать. Эти постройки, это историческая эпоха, и было бы несправедливо, если бы мы от нее избавились. Кроме того, эти постройки никому не мешают, они не создают градостроительных городу проблем, в отличие от современных „монбланов“. Крупных общественных зданий того времени в центре не так много, а Купчино и прочие окраины они уж точно не испортят», — отметил в беседе с корреспондентом вице-президент петербургского Союза архитекторов Светозар Заварихин.
Морской вокзал в Гавани на Васильевском острове
Тем не менее не все объекты такого рода, по мнению эксперта, заслуживают сохранения. Так, он выступил за снос Морского вокзала. «Это место — лицо города, оно должно стать его парадными воротами. Но расположенном там здание ни по своему внешнему облику, ни особенно по внутреннему наполнению статусу такого места не соответствует», — заявил господин Заварихин. А вот бывшие главные воздушные ворота Ленинграда — терминал Пулково-1 архитектор считает достойным кандидатом в памятники: «Это просто шикарное здание!».
С ним согласен и специалист по архитектуре того времени Валерий Исаченко, который в интервью «Карповке» назвал Пулково-1 «хорошей работой». «В этой архитектуре — гостиницы „Речная“, аэровокзала, дворца спорта „Юбилейный“, дворца спортивных игр „Зенит“ на Бутлерова — есть определенное благородство. Не дай Бог, чтобы в дальнейшем убрали „Октябрьский“. Да, для него изначально место выбрали неудачно — ему тесно здесь. Но здание неплохое, выражает дух времени. Одним словом, БКЗ „Октябрьский“ — это пример того, как не надо строить в старом городе. Поэтому пусть будет».
Меж тем с необходимостью уберечь часть послевоенного модернистского наследия согласны не только представители архитектурной общественности, но и некоторые активисты-градозащитники. «Можно много критиковать советскую архитектуру времен Хрущева и Брежнева, но авторские проекты той поры в большинстве своем корректней и уместней тех зданий, что предлагают нынешние проектировщики. Сносить неплохие неаварийные здания, чтобы получить крохотный шанс на удачный дом? Не уверен, что это правильно», — заявил «Карповке» градозащитник из Невского района Аркадий Попов.
По мнению господина Попова, эту ситуацию отлично иллюстрирует казус, возникший после сноса зданий Речного вокзала и гостиницы «Речная» на проспекте Обуховской Обороны: «Сами эти постройки не были шедеврами, пусть и были спроектированы добротно. Конечно, они устарели и нуждались в обновлении. Но то, что возникнет на их месте теперь, — кромешный кошмар, который вряд ли одобрят даже стойкие апологеты стекла и бетона».