Арктический гектар: новые вехи в строительстве на Крайнем Севере - «Технологии строительства» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Технологии строительства » Арктический гектар: новые вехи в строительстве на Крайнем Севере - «Технологии строительства»
Арктический гектар: новые вехи в строительстве на Крайнем Севере - «Технологии строительства»
Россия стремится создать в Заполярье не только инженерную инфраструктуру, уверенное транспортное сообщение, но и обширные обжитые массивы Не секрет, что Россия активно увеличивает свое присутствие в Арктике, создает новую инфраструктуру. Цель создания опорных точек за Полярным кругом очень



Россия стремится создать в Заполярье не только инженерную инфраструктуру, уверенное транспортное сообщение, но и обширные обжитые массивы


Не секрет, что Россия активно увеличивает свое присутствие в Арктике, создает новую инфраструктуру. Цель создания опорных точек за Полярным кругом очень заманчивая – сделать из Северного морского пути международный торговый коридор из Азии в Европу, который был бы легче и короче,  чем путь через Индийский океан и Суэцкий канал.


Развитие в этом направлении есть и нешуточное. Ледовая эпопея – навигационный сезон Северного морского пути продолжался в этом году с 1 июля по 30 ноября и уже можно подвести первые итоги. Цифры товарооборота по студеным морским трассам превзошли планируемые в национальном проекте "Развитие Северного морского пути". Порядка сотни ледовых проводок сделали свое дело - целевой лимит в 32 млн тонн груза выбран полностью, хотя работы по перевалке и учету грузов еще продолжаются. По словам генерального директора ФГБУ "ГлавСевморпуть" Сергея Зыбко грузопоток к концу декабря может достичь 34 миллионов тонн.


И если с грузами все хорошо, то как идут дела с освоением Заполярья в плане строительства? И что может предложить Арктика простым россиянам в плане жилых программ? Об этом мы и расскажем сегодня.



Экомониторинг


Первое, что нужно сделать для масштабного обживания Арктики - проверить ее безопасность и естественные ресурсы, которые имеются в наличии.  В декабре стало известно, что Россией будет усилен экомониторинг Севморпути. Об этом совместно заявили Росатом (он отвечает за СМП) и Минприроды.



 Фото:freepik.com

Они же возьмутся за архитектуру и наполнение системы экологического контроля в северных морях. Информсистема позволит собирать, хранить и анализировать данные о загрязнениях в акватории великого северного пути. Предполагается, что к апрелю 2023 создание концепции будет закончено, а  саму систему начнут строить в 2024.


Сейчас Росатом и Центр морских исследований МГУ уже проводят экологическое исследование акватории, в него вовлечены 50 комплексных станций от Мурманска до Чукотки, 60 сотрудников (по меркам Арктики – немало)  и 15 организаций. Исследования проводились и с помощью судов,  которые для этого прошли по арктическим морям  порядка 5 тыс. морских миль.


Каждый ледокол - в строку


Кстати, о кораблях - 22 ноября ледокольный флот страны пополнился новым экземпляром. Балтийским заводом спущен на воду универсальный атомный ледокол «Якутия». На еще одном новеньком ледоколе – «Урал» - был поднят флаг.


Специалисты «Атомфлота» уверены – строить таких ледоколов нужно больше. Ведь по подсчетам экспертов, для того, чтобы обеспечить Севморпуть, особенно в районе Дальнего Востока, необходимо не менее 13 вымпелов.


При этом входящие сейчас в состав флота ледоколы класса «Арктика» (к ним относится и «Якутия») являются самыми большими и мощными ледокольными судами в мире. И им будет где работать, проводка ледовых конвоев в связи с грузооборотом усилится.


В Мурманской области заканчивается строительство первой технологической линии Арктик СПГ-2. Объект готов на 95%.


По словам гендиректора «Новатэк-Мурманск» Петра Оборина, на пуско-наладку переданы около 200 из 500 подсистем. Завершить работы по пуску и наладке планируется в апреле следующего года, после чего уникальная установка отправится в дальнее путешествие – на Гыданский полуостров, что в Ямало-Ненецком автономно округе. Именно там первую технологическую линию введут в эксплуатацию. Мощность только первой очереди составит 6,6 млн т СПГ в год.



«Снежинка» на водородном топливе


Там же, на Ямале, арктической весной 2023 года начнут строительство «храма» науки.  Международная арктическая станция (МАС) с поэтическим названием «Снежинка» - уникальный объект не только с точки зрения возможностей, но и с точки зрения возведения.


Посудите сами, за время проектирования миниатюрная «Снежинка» выросла в размерах с 4,5 до почти 10 тыс.



 МАС "Снежинка" Фото: https://arctic-mipt.com/#

Вообще, проект не имеет аналогов в мире. Его изюминка – направление исследований. Если другие станции обычно исследуют природу – арктическую флору, фауну, гидрологию, гляциологию, то «Снежинка» это арктический технополис, он заточен на поиск технологических и инженерных решений для Крайнего Севера.


При сравнительно небольшом штате – порядка 80 ротируемых сотрудников, масштаб и обширность будущих исследований внушают уважение.


Это, в первую очередь, техника и технологии северного строительства – термостабилизационные мероприятия для вечномерзлых грунтов, создание заполярных телекоммуникаций, робототехника с искусственным интеллектом в условиях низких температур. Полярная медицина для будущих жителей и  сельское хозяйство на основе гидропоники в суровых условиях – еще одно перспективное направление.


Не забыта и энергетика – ученые будут искать наиболее оптимальные решения в области энергогенерации, прежде всего в сфере водородных технологий и возобновляемых источников, прежде всего - ветров.  


Кстати, сама круглогодичная станция будет работать только на экологически чистых источниках энергии, ни литра дизельного топлива.


«Снежинка» поможет в выработке наиболее оптимальных техник и процедур, которые позволят активно осваивать богатства российского Севера.



Дроны полярных озер


К строительству в Ямальской мерзлоте планируются лабораторные модули и мастерские для исследований и разработок, презентационный модуль – для конференций, телемостов и форумов. Также на станции «Снежинка» будет возведен обзорный модуль для лекций с библиотекой и обзорная площадка 360°, и жилые модули с гостиничными номерами, мини-спортзалом и сауной. Будет и технологический сегмент для систем автономного жизнеобеспечения, складов и установки для длительной аккумуляции энергии. Закупки оборудования и материалов, в силу сложной геополитической ситуации и санкций переориентированы в пользу российских поставщиков и поставщиков из БРИКС, прежде всего Китая.



 Фото:freepik.com


Планируется, что первая очередь станции будет введена в эксплуатацию в декабре 2024 года. Впрочем, с 15 по 17 ноября 2022 года была проведена научная экспедиция на месте будущего строительства. Ученые осваивали электрические вездеходы, системы накопления энергии, между прочим, исследовалось и дно прилегающего к объекту полярного озера. Для этого подводному дрону пришлось работать при критических морозных температурах на глубине около 20 метров.



Свой дом в Арктике


Есть и менее затратный способ поселиться на Севере. Так, Мурманская облдума расширила перечень тех, кто может участвовать в программе «Свой дом в Арктике». Теперь быть заявителем при использовании программы, а значит и материнского капитала может не только мать ребенка, но и ее супруг.  


Изменения касаются и участников специальной военной операции. В эту категорию включены участники добровольческих формирований, ветераны боевых действий или их супруги, супруги погибших или умерших ветеранов, близкие родственники участников СВО и ветеранов (инвалидов) боевых действий. Их приравняли к многодетным семьям.


Стало возможным и оформление домов, построенных по программе «Свой дом в Арктике», в общую собственность.


Сейчас объем программы не слишком впечатляет - выдано всего 126 сертификатов на 145 с половиной миллионов рублей. Но лиха беда начало, тем более,  что есть и программа, которая работает эффективнее. Называется она



"Арктический гектар"


Здесь все значительно интереснее. По данным корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, уже более четырёх тысяч человек свой гектар получили.


Напомним, программа заточена на безвозмездное получение земельных участков в  Арктической зоне. Здесь и Мурманская область, и Ненецкий и Ямало-Ненецком автономные округа, а также 23 района Республики Карелия и Республики Коми, Красноярского края, Архангельской области. В 2022 году к программе присоединились 7 территорий в Воркуте, Усинске и Усть-Цилемском районе (Республика Коми).  


Напомним, что Арктический гектар – не Юкон, участки не раздают в лесном фонде и в районах, где будут добывать углеводороды, поэтому «золотую жилу» в виде быстрой перепродажи крупных объемов древесины и газа искать не стоит. Основной сферой применения участка остается природный и событийный туризм. Немало людей используют участок под индивидуальное жилищное строительство, а в Архангельской области и под животноводство.


Для участия можно подать как личное, так и семейное заявление, с условием, что в семье не более 10 человек.


Количество участников пока не велико и с Дальневосточным гектаром сравниться не может. Но и программа пока не на полных оборотах. Сейчас во многих регионах прорабатываются законодательные инициативы вхождения в программу и расширения ее возможностей.  


Этому будет способствовать еще и тот факт, что, в отличие от дальневосточного гектара, арктический позволяет получать землю в городах.


Северная почта


Впрочем, и в труднодоступной местности правительство хочет привнести толику комфорта в жилую инфраструктуру. Так, выделены деньги на реконструкцию в 2023 году... полярной почты.


961 почтовое отделение в труднодоступных районах будет приведено в божеский вид – отремонтировано, восстановлено, оснащено мебелью. На это планируют потратить 5 млрд руб.


А в "Аэрофлоте" с 30 декабря запускают прямые рейсы Москва- Апатиты, для любителей приполярных горно-лыжных курортов. Оно и верно – Хибины зимой ни на что не похожи. Большой Вудъявр и волшебный Кукисвумчорр оставляют большое впечатление. Рейсами побалуют с завидной регулярностью – трижды в неделю. Впрочем, там уже есть развитая туристическая инфраструктура.


А вот у многих замечательных вершин Севера ее пока нет.



Что в итоге


В целом, главные источники развития Заполярья – Северный морской путь и обживание северных регионов. Порядка 80 ледовых судов понадобится к 2035, чтобы организовать надежное судоходство на трассе, ведь грузооборот планируется нешуточный – 220 млн т.


Для этого нужно отстраивать инфраструктуру: прежде всего портов и снабжающих их окрестностей.  Те же населенные ареалы, что уже имеются на Севере, будут развиваться еще активнее.  За грузооборотом подтянутся и инвесторы в сфере туризма.


В силу геополитической обстановки, туры по своей стране будут все более популярны. У россиян – завидное положение. Не пересекая границ, они могут увидеть все природные зоны, полюбоваться самыми разнообразными ландшафтами.  


Подготовил Даниил МАЦЕЙКО


 


 


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика