Хроника строительного дрона: полет проходит нормально? - «Технологии строительства» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Технологии строительства » Хроника строительного дрона: полет проходит нормально? - «Технологии строительства»
Хроника строительного дрона: полет проходит нормально? - «Технологии строительства»
...Применение дронов в строительстве – вопрос уже не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Эти аппараты позволяют резко снизить количество ошибок при возведении зданий, сэкономить человеческие и технические ресурсы, принося в долгосрочной перспективе солидную выгоду. В сфере автоматизации тяжелых



...Применение дронов в строительстве – вопрос уже не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Эти аппараты позволяют резко снизить количество ошибок при возведении зданий, сэкономить человеческие и технические ресурсы, принося в долгосрочной перспективе солидную выгоду. В сфере автоматизации тяжелых строительных работ, дроны практически незаменимы. «Строительство.RU» решило узнать, как обстоят дела с использованием дронов на российской стройке, и каковы перспективы российского «дроностроения».


Бюджетный сканер пространства


- В строительстве просто необходимо применение передовых знаний и технологий для обеспечения максимального качества работ, их безопасности и комфорта. Поэтому большим прорывом в строительстве стало использование дронов - беспилотных летательных аппаратов, - считает инженер-конструктор АО «Моспромпроект» Диана Фомченкова.


Правда, по мнению эксперта, на российском рынке в большинстве преобладают БПЛА военной направленности.  В сфере же коммерческих и потребительских дронов, в основном, представлены импортные аппараты, приобретаемые в индивидуальном порядке, поэтому на наших строительных площадках очень редко можно наблюдать работу дрона.


- Число задействованных в строительстве дронов чрезвычайно мало в России, и сосредоточено, в основном, в крупных городах и на больших дорогостоящих объектах, - говорит Диана Фомченкова. - Ведь стоимость аппаратов довольно высока, кроме того требуется квалифицированный персонал для работы с ними.


Между тем, применение дронов в строительстве дает весомые результаты.


- Дроны стали настоящим источником аналитики для строителей, - считает Региональный директор TraceAir Артур Хасиятуллин. - На масштабных и сложных строительных проектах дроны помогают выявить строительные ошибки и объем завышенных работ, контролировать сдачу объектов в срок и повышать эффективность коммуникации между всеми участниками строительства. Например, участок дороги протяженностью 7 км можно снять за один полет дрона. Традиционным “полевым” способом на идентичную задачу геодезист может потратить до 5 дней.


В принципе, дрон остается самым бюджетным сканером пространства. Специализированные ПО преобразуют 3D-снимки с дрона в трехмерные модели протяженных объектов, накладывают на карту проектную документацию, предоставляют все количественные данные по каждому из строительных этапов удаленно и в режиме реального времени.


- Благодаря подобной автоматизации мы, например, сэкономили металлургической компании 26 рабочих дней в год только на оценке прогресса по насыпи грунта на стройплощадке, - акцентирует Артур Хасиятуллин.


По словам эксперта, при строительстве Амурского ГХК с помощью технологии аэромониторинга дроны сэкономили 180 млн рублей на этапе проектирования земляного полотна.


Вместе с тем, точных цифр по использованию дронов в строительстве нет. Причина здесь в том, что ряд компаний пользуется услугами аэромониторинга, которые предоставляют подрядные организации, а объем работ и упоминание о сотрудничестве часто находятся под NDA - договором о неразглашении.


Многие строительные и промышленные компании покупают беспилотники самостоятельно - для геодезистов или маркшейдеров, которые периодически их используют на этапе земляных работ.


Производство с нуля


- Производством дронов уже давно заинтересовались различные российские компании, но на данный момент не так много компаний достигло ощутимых результатов: чаще всего это лишь небольшие, хотя и перспективные, стартапы, имеющие только бизнес-планы или, максимум, опытные образцы, - объяснила Ирина Фомченкова.


 Но есть и действительно выдающиеся лидеры на российском рынке.


- Таковыми можно назвать компании «ZALA AERO GROUP», с их линейкой беспилотников Zala, и ГК «Беспилотные системы» с компактными беспилотниками Supercam, - считает Диана Фомченкова. - Обе компании имеют центральные офисы в Ижевске. Также стоит отметить геодезический беспилотник «Геоскан 401» от компании «Геоскан» из Санкт-Петербурга. Еще можно упомянуть такие перспективные компании как «Аэроксо» (Москва) и «Коптер Экспресс Технологии» (Москва).


Пока же неоспоримым лидеров на рынке квадрокоптеров являются DJI (Китай) с их более чем 50-процентной экспансией на рынке беспилотников. Также немаловажную роль играют «Yuneec» (Китай) и их европейский конкурент компания «Parrot» (Франция).


К сожалению, у большинства российских компаний, занимающихся дронами, пока больше проблем, чем решений. Например, проблемы с зарубежными комплектующими: это уже традиционный дефицит электронных компонентов, увеличенные сроки поставки и дорогая логистика.


Также усложнился принцип покупки китайских дронов в коммерческих целях по той причине, что они относятся к товарам двойного назначения, а двойной импорт привел к росту цен.


Сделать все


Что касается функционала, то возможности применения дронов ограничены лишь фантазией и желаниями самого пользователя.


- ...С их помощью можно выполнять 3D-модели местности, аэрографичекие съемки, осуществлять мониторинг с воздуха с целью обеспечения безопасности или наблюдения за темпами строительства, - объясняет Ирина Фомченкова. - Беспилотники обладают не только способностью к точнейшей видео- и фотосъемке, но и возможностью анализировать запасы материала, что просто незаменимо для строительных объектов.


Современные аппараты включают в себя новейшие картографические, сканирующие и сенсорные технологии, осуществляют инспектирование в любых труднодоступных местах и в суровых условиях, как, например, на Крайнем Севере. Фиксирование появления трещин на конструкции или теплопотерь - всё это им под силу.


Безусловное преимущество у дронов и в сфере инспектирования высотных объектов/плотин/мостов/линий электропередач, обследования состояния кровли и остекления высотных зданий, мониторинга трубопроводов и дорожных развязок, и даже ветрогенераторов.


 Существует масса модификаций беспилотников: от самых скоростных FPV- дронов со специальными «очками», на которые передается видеосигнал в режиме реального времени, до самых высокотехнологичных дронов для профессиональной киносъемки.


- Мы используем российские беспилотники для решения различных задач, - делится Артур Хасиятуллин. - Например, модель беспилотного самолета "Геоскан 201" применима на объектах свыше 2000 га, а также на протяженных объектах, на которых можно организовать безопасный взлет и посадку. Эксплуатация другой модели, более «камерной» - Gemini - оптимальна на объектах площадью до 400 га и в условиях, когда, например, лес или рельеф местности не позволяют организовать место для специальной площадки для взлета. Также, например, коптер Gemini хорошо себя зарекомендовал при работе в экстремально холодных условиях до -30 °С на объектах Крайнего Севера.


Запретительное развитие


- К сожалению, регламенты согласования полетов и получение разрешений на фото-видеосъемку с воздуха зачастую носят запретительный характер, - говорит Артур Хасиятуллин.


- Это серьезно замедляет темпы развития беспилотных технологий в строительстве, - считает Артур Хасиятуллин. - На любой тип воздушного судна (ВС), а к ним относятся и дроны, распространяется весь перечень ограничений, связанных с государственной тайной. Инструкция по этому поводу разработана еще в далекие 90-е годы. При ее написании никто не мог представить, что в будущем дроны будут эффективно применяться как в коммерческих, так и в промышленных целях. Поэтому, безусловно, необходимо обновление законодательной базы по использованию БПЛА в России. Если законодательная база будет обновлена с учетом новых реалий, развитие аэромониторинга в строительстве выйдет на новый уровень. 


Еще одно препятствие - цена вопроса, особенно в  условиях санкций и проблем с поставкой комплектующих. Так, за последний год дроны подорожали более чем на 30%, а в отдельных категориях цены увеличились в три раза. Повлияли на это и сокращение (а иногда и приостановка) поставок иностранных компаний и  нужда в БПЛА на территории СВО. 


Оно того стоит


Строительная отрасль не стоит на месте, и со временем технологии будут всё доступнее и дешевле. Как следствие, будет больше возможностей для реализации всё новых идей по использованию БПЛА. Но уже на данном этапе, можно смело сказать, что использование дронов на строительной площадке очень удобно и эффективно, и безусловно стоит потраченных на них денег.


- Современным застройщикам обязательно следует выделять финансирование на закупку качественной аппаратуры и подготовку специалистов для управления и обработки данных, - считает Диана Фомченкова. - Это позволит увеличить темпы и качество строительства по всей стране, а в дальнейшем, возможно еще больше расширить зоны применения дронов: например, задействовать их для проведения землеройных работ на ранних этапах строительства. Или «поручить» сканирование местности и передачу сигнала роботизированному оборудованию на земле, которое непосредственно будет выполнять работы. В любом случае, за этой технологией – будущее.


Подготовил Даниил МАЦЕЙКО


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Смотрите также
интересные публикации