Как хранить и перевозить стекло, чтобы оно не потеряло своих свойств - «Технологии строительства»
У стекла, как и у любого другого продукта, есть свои особенности хранения и транспортировки. Во-первых, это хрупкий продукт, во-вторых, в связи с «режущими» особенностями стекла должна быть обеспечена его максимальная безопасность для окружающих. Об этом мы поговорили с менеджером по внешнеэкономической деятельности крупнейшей стекольной компании Pilkington Glass Russia Владимиром ПИВЕНЕМ.
Для стекла с напылением нужен деликатный режим хранения
- Владимир, расскажите, пожалуйста, как хранится стекло? Какие нормативы хранения существуют? Есть ли у стекла «срок годности»?
- Нормативы хранения и перевозки стекла продиктованы государственными стандартами, но каждый производитель устанавливает и собственные правила с учетом особенностей своего продукта.
У стекла действительно есть срок годности. Обычное стекло по нормативу хранится не менее года, а вот стекло с напылением требует более тщательного и внимательного хранения – для него определен норматив всего 6 месяцев. Объясню, почему.
В число металлов, которые используются при напылении, входят материалы, которые имеют свойство окисляться. Со временем при перепадах температур, изменении влажности, серебряное покрытие, которое наносится на стекло, окисляется. На поверхности стекла образуется оксидная пленка, которая разрушает его структуру, нарушая прозрачность. Процесс окисления нам знаком по серебряным украшениям и серебряной посуде, которую используем в обиходе.
- …Получается, что и на оконном стекле происходит тот же процесс? Серебряное напыление со временем окисляется и разрушается?
- …Как раз нет. Задумаемся, почему срок хранения мультифункционального стекла регламентирован? Когда в дальнейшем из него производят стеклопакет, слой напыления оказывается внутри окна, и его разрушение может произойти только в том случае, если нарушена герметичность стеклопакета.
Внутрь стеклопакета, где используется энергоэффективное стекло с напылением, специально закачивается инертный газ аргон – он категорически не поддерживает реакцию окисления, тем самым помогая сохранять стекло с покрытием в наилучшем состоянии. Такой стеклопакет служит десятки лет.
Что касается транспортировки и хранения, то именно в этот период стекло недостаточно защищено, и с этим связаны предельные сроки хранения, которые для него установлены.
- А существуют ли какие-то температурные и влажностные режимы для хранения стекла с напылением?
- Все производители в обязательном порядке требуют хранить стекло только в закрытых сухих помещениях. При этом стекло с покрытием обязательно должно быть в упаковке или таре, а все крепежные материалы не должны подвергаться увлажнению.
Регламентируемая температура в помещении, где хранится стекло, должна составлять не менее 10 градусов, а относительная влажность воздуха - не более 70%.
Если стекло будет храниться в распакованном виде, то к нему будет открыт доступ атмосферного воздуха, и здесь вступают в силу факторы, которые могут преждевременно разрушить покрытие на стекле. Надо помнить, что 6 месяцев – это срок хранения стекла без нарушения упаковки. После её вскрытия такой гарантийный срок значительно уменьшается.
Стекло, которое укомплектовано в пачках, по периметру оклеивается специальной лентой, которая препятствует попаданию воздуха между листами. Поэтому если все-таки вскрытие пачки произошло, то стекло должно быть переработано в течение 7 дней после удаления клейкой ленты.
Компания Pilkington Glass Russia настоятельно просит своих клиентов – тех, кто занимается переработкой стекла и изготовлением стеклопакетов, - соблюдать это требование. Это для нас репутационный момент.
О флоат-лайнерах, раскреповке и дальних расстояниях…
- Есть ли различия в транспортировке стекла на короткие и дальние расстояния? Предусматривается ли специальный транспорт для перевозки стекла?
- Стекло – груз не только хрупкий, но и опасный. Если его неправильно перевозить на любое расстояние, может случиться достаточное количество проблем, трудностей и даже бед.
Любое перемещение стекла должно происходить в максимально закрепленном состоянии. Самый главный враг для его транспортировки – это зазоры. Зазоры между пачками приводят к значительным потерям продукции.
…Если кому-то приходилось присутствовать при погрузке стекла в трюм судна, то первым потрясением наблюдателя является то, что при раскреплении стекла применяются своеобразные клинья. И они забиваются между пачками со стеклом буквально кувалдой! Клинья забиваются до тех пор, пока не загудят стенки трюма. Это тот самый момент, когда становится понятно, что все зазоры между пачками стекла удалены, и его можно достойным образом перевозить – боя не будет.
Компания Pilkington Glass Russia перевозит много стекла в контейнерах для морских перевозок – ведь наше стекло отправляется в Австралию, Мексику, другие страны. Получается межконтинентальный трансфер!
Каждая международная отправка обязательным образом страхуется. Но даже страховые компании, поработав с нами и познакомившись с тем, насколько качественно мы раскрепляем пачки со стеклом, дают достаточно приемлемые ставки страхования грузов. Количество боя при перевозках у нас чрезвычайно мало.
- Один из самых распространенных видов перевозки стекла – автотранспортом…
- Что касается перевозки на специализированных автотранспортных средствах – флоат-лайнерах или иннлоадерах (более общее название спецтранспорта для крупногабаритных перевозок), то эти машины уже приспособлены специальным образом. У этих полуприцепов вдоль бортов есть специальные лапы, которыми прижимается стекло, установленное на стеллажах, и оно перемещается в устойчивом положении на любые расстояния. Все оборудование для перевозки стекла подготавливаются так, чтобы стекло там перевозилось в вертикальном состоянии, с минимальным наклоном, установленным ГОСТом.
- Можно ли перевозить стекло на обычном грузовом транспорте? Какие специальные условия перевозки при этом создаются?
- Да, при перевозках стекла автотранспортом, кроме упомянутых уже выше флоат-лайнеров, зачастую применяются стандартные еврофуры. Обычные полуприцепы также могут использоваться для перевозок стекла. Для того, чтобы они перевезли продукт надежно и безопасно, машина дооборудуется четырьмя транспортными стойками, на которые устанавливаются пачки стекла. Пачки в обязательном порядке закрепляются лентами.
Мы, например, раскрепляем упаковки, как правило, с четырехкратным запасом прочности. Чтобы ни стекло, ни окружающие от этой перевозки не пострадали.
Всегда есть, над чем работать
- Владимир, вы, кроме многих других ответственных обязанностей, отвечаете за безопасную и эффективную доставку стекла до потребителя в крупной компании Pilkington Glass Russia. Существуют ли какие-то моменты, в плане транспортировки, которые нужно доработать? Или все уже идеально, отработано до автоматизма - каждый этап, каждая операция?
- Безусловно, есть направления, по которым еще нужно работать. Прежде всего, это внедрение в работу стекольщиков многооборотной тары. Сегодня мы тратим немалые средства для закупки деревянной тары для упаковки стекла. Стоить заметить, что деревянная тара одноразовая, то есть воспользоваться ею второй раз нельзя. Во всем мире пользуются специальной металлической тарой, которую можно применять многократно. Она стоит несколько дороже, но достаточно быстро окупается.
Второй момент – транспортные ограничения, которые существуют в России. Например, для перевозки высоких контейнеров, нужно получать разрешение контролирующих органов – Минтранса, Транспортной инспекции. На это тратятся время и деньги. А производители стекла из Ирландии, например, контейнеры высотой до 4,5 м могут перевозить совершенно свободно. Получается, наши зарубежные коллеги более конкурентоспособны благодаря особенностям их законодательства.
Очень надеемся, что в этом плане произойдут какие-то позитивные изменения: совершенствование законодательства поможет нам выйти на новый уровень. Когда поднимаешься на новую ступеньку, линия горизонта отодвигается, и начинаешь осознавать новые задачи, которые нужно решать, теперь уже на новом этапе.
Беседу вела Елена МАЦЕЙКО