Отельеры о гостиничном кризисе: было жёстко - «Новости рынка недвижимости»
Российские гостиницы и отели, пожалуй, серьезнее всех оказались «задетыми» коронакризисом. В большинстве регионов спрос на гостиничные услуги – особенно в пик кризиса – упал до критических отметок. Как пережили, и в каком состоянии отрасль сегодня? «Строительство.RU» спросило об этом у экспертов и у самих отельеров.
Апрель поставил антирекорд
Гостиничная отрасль стала одной из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса в силу ряда очевидных причин. Среди них - практически полное приостановление международного авиасообщения, сокращение числа полетов внутри страны, приостановка туристических поездок, снижение до минимума количества деловых встреч и мероприятий.
Следствие – резкое снижение спроса до критического уровня, падение загрузки и полное или частичное закрытие гостиниц. Апрель 2020 года поставил антирекорд не только в рамках 2020 года, но и для всего периода развития российского гостиничного рынка. Были моменты, когда «заселенность» отелей, в среднем по рынку, составляла всего 7% . Такие данные приводит, например, генеральный директор отельного оператора PLG Екатерина Лисовская.
– У нас в управлении городские отели, поэтому основной трафик составляют бизнес-командировки, – рассказал «Строительство.RU» генеральный директор УК «РосинвестОтель» Кирилл Иртюга - C началом распространения коронавируса уровень загрузки снизился до 22% (аналогичный уровень в 2019 году составлял 46%), а потом стал еще ниже - 17%. Также существенно снизился доход на номер.
- Вообще экономическая ситуация повлияла очень серьезно – в некоторых регионах потери дохода в марте-июне достигали 90%, - свидетельствует вице-президент Becar Asset Management Мария Онучина. - Сейчас гостиницы в таких туристических городах, как например, Петербург, чувствуют себя несколько лучше. Но падение прибылей в них все равно составило очень значительную цифру.
Бизнес- и конференц-зоны многих отелей в период пандемии пустовали
- Понятно, что больше всех пострадали города бизнес-значения – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где не было проведено ни одного большого форума, и вся инфраструктура была закрыта. Все это, конечно, сильно сказалось на стоимости размещения, - подтверждает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова.
Впрочем, надо признать и то, что ситуация на рынке гостиничной недвижимости сильно дифференцирована, в зависимости от региона и сегмента. На сегодня в стадии практически полного восстановления после пандемии находится гостиничный бизнес в курортных регионах России.
- За июль-август курортные гостиницы демонстрируют достаточно высокие показатели загрузки, - продолжает Ольга Широкова. - Только в Сочи этим летом отдохнули примерно 2,2 млн. человек, а за весь год 4,4 млн. Это, безусловно, отразилось на высокой средней цене за номер.
В отличии от курортных тарифов, тарифы в сегменте бизнес-поездок упали, в среднем, на 60%,и восстановление здесь, как считают специалисты, будет самым тяжелым. В разгар эпидемии люди приезжали или прилетали на переговоры только на один день – старались не размещаться в отелях. Оно и понятно: в период пандемии все вокруг было закрыто, не было смысла оставаться в городе.
Сегодня гостиничный бизнес в столичном регионе, хотя и с большим трудом, начинает «поправляться». По последним данным, если в апреле-мае показатель загрузки в Москве находился в пределах 10%, то с июня он начинает демонстрировать умеренный рост и по состоянию на конец июля составляет порядка 40%, однако эти значение более чем в 2 раза ниже аналогичного показателя прошлого года.
Государство спешит на помощь
Как известно, во многих странах были приняты меры по выплате компенсаций компаниям, чьи работники был вынуждены сократить свое рабочее время или уйти в неоплачиваемый отпуск.
– Если взять в качестве примера Женеву, Швейцария, то без этой драгоценной государственной поддержки гостиничная и ресторанная индустрии были бы в то или иное время вынуждена уволить 80% из 15 000 своих работников, разбросанных по всему городу, – рассказывает заместитель декана Школы гостиничного менеджмента Лозанны Ачим Шмитт. – Это была бы настоящая катастрофа. К счастью, ее удалось предотвратить.
В России меры поддержки гостиничной отрасли со стороны государства заключаются, прежде всего, в предоставлении отсрочки выплаты налогов на имущество и земельного налога (за 2-ой квартал налог отменили, но далее – только сдвинули платежи). В первую очередь, это коснулось субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Также были предоставлены отсрочки платежей, льготные целевые кредиты, помощь в реализации программ поддержки и стимулирования внутреннего туризма.
Для того, чтобы поддержать должный уровень дизайн-оформления и сервиса, отелю требуются большие затраты
Впрочем, говорить о том, что предлагаемые меры оказались достаточными для того, чтобы поддержать всех участников рынка, нельзя, - убеждена старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Мережко. Безусловно, на рынке есть гостиницы, которые успешно воспользовались различными программами, предлагаемыми в их регионе, и это помогло им пройти сложный период с минимальными потерями. Но есть и те, кто по ряду причин не смог воспользоваться помощью государства, или эта помощь оказалась настолько незначительной, что не оказала существенного влияния на финансовое состояние гостиниц.
В основном участники рынка, к сожалению, склоняются к мнению, что последних – большинство. Например, в одном крупном городе распределили 134 млн руб. на поддержку отрасли, чем воспользовалось 154 предпринимателя: то есть, каждый получил чуть менее 1 млн рублей. Кроме того, если говорить о масштабной программе стимулирования внутреннего туризма через систему кэшбэк, то официально рапортуется о том, что в период действия программы с 21 по 28 августа предложением воспользовались всего около 50 тыс. туристов, приобретя туров примерно на 1 млрд руб. Очевидно, что в масштабах страны это ничтожная величина, и говорить о том, что проведение программы оказало реальную помощь отрасли, нельзя.
Владельцы отелей ждут отмены налогов на землю и здания - хотя бы за половину этого года. Вообще, налоговая нагрузка, как известно, составляет до 60% расходов отеля. Отельное сообщество, общественные организации давно говорят о необходимости пересмотра налоговых норм. Готовят обоснование, приводят международные примеры – многие считают, что НДС нужно сократить до уровня европейских стран, то есть до 7-9%.
Что предпринимают отельеры
Гостиничная отрасль – как и любой рынок коммерческой недвижимости, ориентированный на удовлетворение спроса целевой аудитории, чутко реагирует на возникновение новых потребностей и предлагает новые услуги и новое качество обслуживания. К примеру, ряд отелей в «постковидный» период достаточно успешно продвигают услугу по организации мест удаленной работы – и она оказалась востребованной не только для небольших компаний и индивидуальных гостей, но и для ряда крупных игроков рынка.
На примере отелей, которые в период пандемии работали для размещения медицинского персонала или персонала предприятий непрерывного цикла мы видим, что даже в сложный период бизнес пытается найти нетипичные для себя направления деятельности, чтобы хоть как-то продержаться на плаву, однако о полноценной компенсации недополученной прибыли и убытков периода простоя, речи, конечно, не идет, - говорят отельеры. Тут надо понимать, что при отсутствии возможности вести основной вид деятельности придумать какие-либо эффективные решения достаточно сложно.
В условиях малой загрузки отели ищут другие форматы работы с клиентами. Зоны лобби гостиниц теперь зачастую используются, как общественные пространства
– Мы видели переход гостиниц на работу в долгосрочном режиме – аналог квартиры с сервисом, – говорит Мария Онучина. – Отельеры сокращали персонал и переводили его на частичную занятость, выводили из оборота номера и целые гостиницы, если речь о сетях. Все стремились глобально сокращать расходы, что существенно сказалось на качестве сервиса.
По мнению Кирилла Иртюги, при снижении загрузки одновременно у всех объектов размещения проблему нельзя решить только специальными акциями или скидками. Важно понимать, что необходимо, чтобы гости поехали в путешествия и деловые командировки. Тогда опираясь на это, отель может планировать свои доходы и расходы.
- Потребление услуги очень сильно меняется, - констатирует Кирилл. - Я полагаю, что сейчас на первое место выйдет качество и сервис. Это всегда было на первом месте, но именно сейчас это будет тем козырем, который может позволить гостинице сохранить гостей и привлечь новых.
COVID разовьет внутренний туризм
Последние пару лет объем въезжающих в Россию иностранцев был относительно стабилен – порядка 10 млн. человек. Но доля иностранного туризма снижалась (порядка 13% в 2019 году) за счет роста внутрироссийского туризма. Сегодня, с учетом ограничений по глобальному перемещению, создается «тепличная» среда для дальнейшего развития внутреннего туризма. Гостиничная отрасль все больше будет переориентироваться на внутренний туризм.
- Однако, нужно понимать, что российский потребитель в среднем менее платежеспособен, чем иностранец, следовательно, отельеры будут оптимизировать издержки и включат «режим экономии», что рискует отразиться на качестве гостиничных услуг, - считает генеральный директор S.A.Ricci Александр Морозов. – И потери, конечно же, будут ощутимыми.
У маленьких отелей в коронакризис были свои проблемы. Мини-отель в Ростове Великом
Между тем, кризис, связанный с пандемией COVID-19 – это не кратковременное, а, как уже стало понятно, долгосрочное явление. Как только схлынет поток отдыхающих (а это стало заметно уже с началом сентября), станет заметным и снижение объема рынка MICE (англ.Meetings, Incentives, Conferences, Events — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий) – основного источника загрузки и городских и круглогодичных курортных отелей в низкий сезон.
По оптимистичным прогнозам гостиничная отрасль будет восстанавливаться 1,5 года, но многие ожидают, что восстановление до предыдущих уровней займет 3-5 лет. Более благоприятный прогноз - экономика проектов восстановится к лету 2021 года.
Пока же отельеры с некоторой настороженностью смотрят в 2021 год. По внутренним ощущениям наших консультантов, мы можем вернуться к уровню загрузки, которая была до пандемии - в течение ближайших двух-трех лет. Но восстановится ли доходность проектов? Какой будет выручка по году? Тут нужно внимательно считать. Многие отели сейчас живут по принципу сохранения и снижения всех возможных костов (от англ. сost – цена).
Изменения не глобальны
В то же время, некоторые эксперты отмечают преждевременность разговоров о каких-то глобальных изменениях на рынке вследствие коронавируса. Ведь если есть спрос на услугу, то на месте одного закрытого отеля рано или поздно появится другой.
Генеральный директор архитектурного бюро Front Architecture Павел Отрощенко не видит необходимости глобально менять архитектуру отелей в связи с пандемией коронавируса. Гость изолирован в номере, он находится там один или с близким человеком. Вместе с тем, эксперт считает, что пропадет практика заселения в один номер незнакомых людей, что иногда делают организаторы бюджетных семинаров и конгрессов.
Индустрия гостеприимства очень динамична и, несомненно, должна оправиться от этих беспрецедентных времен, - считают эксперты. Пандемия COVID-19 показала, что стремление к получению положительных эмоций и поддержки взаимоотношений между людьми нельзя заставить исчезнуть. Люди всегда будут искать острые ощущения от новых переживаний, сенсорных открытий, которые заставляют их чувствовать себя живыми. Поэтому речь идет не о том, восстановится ли индустрия, а о том, когда она восстановится, и как она будет развиваться. Очень важной вехой станет период зимних каникул и то, как удастся привлечь отечественных потребителей.
Надеяться на лучшее или готовиться к худшему
Очевидно, что гостиничная отрасль уже сейчас находится на этапе постепенного восстановления. Однако сроки возврата к докризисному уровню загрузки и прибыли вызывают определенные разночтения у экспертов. Точно можно лишь сказать, что они зависят от многих факторов, и, не в последнюю очередь, от того, наступит ли все-таки вторая волна пандемии коронавируса. А пока остается лишь надеяться на лучшее. Ох, как не хочется готовиться к худшему.
Александр КОВАЛЕВСКИЙ