«Около 70 % детей страдают гиподинамией». Минский врач — о значении физкультуры в жизни школьников - «Свежие новости строительства»
О влиянии школьного урока физической культуры на здоровье учащихся корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» Ирина Позняк.
В настоящее время 70 % детей страдают гиподинамией. Двигательная активность с первых лет обучения снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Во что может вылиться отсутствие физического развития? Проблем много: ухудшение самочувствия, снижение работоспособности, увеличение или снижение массы тела более чем на 10 % от должного, увеличение потливости, частые головные боли и головокружение, усталость после сна и др.
— Основной формой физического воспитания в школе являются уроки физкультуры. Они должны повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам и быть направлены на улучшение физического и функционального развития, повышение работоспособности, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Одно из основных требований к этому предмету состоит в получении тренировочного эффекта. В физиологическом отношении он заключается прежде всего в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам, — подчеркнула специалист.
— По структуре урок физической культуры должен состоять из вводной, основной и заключительной частей. Вначале идет подготовка продолжительностью 8–10 минут, в которую входят ходьба с построением, бег со средней скоростью и выполнение упражнений. Этот этап направлен на подготовку организма школьников к основной его части, где дети на протяжении 30 минут выполняют следующие упражнения: бег, ходьба, прыжки в длину и высоту. Этот этап направлен прежде всего на развитие быстроты и выносливости. А в конце урока — постепенный переход от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму учащегося. Правильно организованные занятия с соблюдением основных принципов физического воспитания под наблюдением учителя физкультуры укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность.
По словам специалиста, к обычным урокам физкультуры необходимо добавить теоретические «уроки здоровья». Их цель — мотивация ведения здорового образа жизни и повышения двигательной активности. На них изучают такие важные вопросы, как основы закаливания и правильного питания, значение режима дня и соблюдения правил личной гигиены для сохранения и приумножения здоровья, обучают фазности дыхания в состоянии покоя, при ходьбе, беге и выполнении различных групп упражнений и многое другое.
— Надо помнить, что физическая активность человека как основной элемент его физической культуры формируется главным образом в младшем возрасте — ключевом периоде для развития моторики. Развитие же моторики обусловливает доступность многих движений, а значит, и более полное и гармоничное обеспечение организма резервными возможностями. Также не следует забывать, что для формирования навыков здорового образа жизни обучающихся необходимо активное участие родителей в физическом воспитании детей, так как самый убедительный аргумент — это личный пример, — заключила И. Позняк.