Отказ от чистоты жанров и смена поколений. Рассказываем о V Триеннале декоративного искусства - «Свежие новости строительства» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Новости рынка недвижимости » Отказ от чистоты жанров и смена поколений. Рассказываем о V Триеннале декоративного искусства - «Свежие новости строительства»
Отказ от чистоты жанров и смена поколений. Рассказываем о V Триеннале декоративного искусства - «Свежие новости строительства»
Почти 300 работ 100 художников. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала на открытии V Триеннале декоративного искусства и поговорила с организатором мероприятия. Открытие выставки стало волнующим моментом не только для пришедших насладиться искусством минчан, но и для организаторов и

Почти 300 работ 100 художников. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала на открытии V Триеннале декоративного искусства и поговорила с организатором мероприятия.



Открытие выставки стало волнующим моментом не только для пришедших насладиться искусством минчан, но и для организаторов и художников, чьи работы были представлены во Дворце искусства.

— Раз в году Белорусский союз художников обязательно организует одно крупное триеннале. Экспозиции чередуются: в прошлом году демонстрировали концептуальное искусство, в позапрошлом — живопись, графику и скульптуру, — рассказывает одна из организаторов выставки Наталья Шарангович. — На данный момент открываем V традиционное Триеннале декоративного искусства. К слову, в отличие от других выставок, формат конкретно этого мероприятия всегда оставался неизменным, потому что речь идет о материальном искусстве. Сложнее сделать керамику или стекло, чем нарисовать картину. Это занимает много времени, требует больше усилий и материалов.




Искусствовед отметила, что художники также очень часто зависят от производства: руководство заводов может как дать им возможность выдуть стекло, так и отказать во всяческом содействии.


— Активно мы готовились к выставке полгода. Но нужно понимать, что первые организационные работы относятся к моменту утверждения плана. Началом нашего пути стало создание рабочей группы: крупный проект практически никогда не реализуется, условно говоря, одним человеком, — продолжает Н. Шарангович.



Отличительной особенностью этого триеннале можно назвать смену поколений. Сейчас в центре внимания оказались художники 40–50 лет, уже заявившие о себе и, что не менее важно, испытывающие рвение к новаторству.

— В рамках подготовки мероприятия мы хотели показать, что и белорусское, и мировое искусство отказалось от чистоты жанров. Раньше керамист занимался только керамикой, живописец работал над созданием картин, а сегодня многие виды искусств в буквальном смысле сплелись. И сейчас очень часто интересные проекты, образы рождаются именно на стыке, когда скульпторы вдруг начинают заниматься керамикой, а керамисты и художники по стеклу, в свою очередь, — создавать текстильные композиции, — рассказывает собеседница.






Задачей организаторов стала разработка концепции проекта, создание плана, направленного на то, чтобы сделать выставку насыщенной, яркой и интересной. Подбор площадок по городу, работа над отдельными проектами, входящими в V Триеннале «Декарт-22» («Пласт», «Мини-текстиль», работы В. Колтыгина и т. д.).


— Проект республиканский, поэтому в нем участвуют не только члены Белорусского союза художников, но и молодежь, студенты плюс представители других направлений, которые занимаются керамикой, не только минчане, но и художники из регионов. В общем, это открытое мероприятие и в определенном смысле конкурс. Нам нужно было собрать заявки, определить лучшие из них. Рабочая группа в этот момент уже расширилась до оргкомитета, — рассказывает Н. Шарангович.






Значительных усилий, по ее словам, требовал стекольный проект: нужно было в течение этого года договориться обо всем с заводом «Неманом», то есть написать им соответствующие письма, попросить подобрать творцам стеклодувов и т. д. Это сложно, долго, дорого, но сам процесс действительно важен для художников, потому что на выходе мы видим хорошо реализованные, качественные произведения искусства. Да и завод получает определенный заряд творческой энергии, из конвейерного производства работников будто бы возвращают в лоно искусства.




Заявок, по словам Н. Шарангович, было много. Прежде всего стоит отметить, что организаторам хотелось познакомить зрителя не с народным, а именно с профессиональным искусством, существующим по своим правилам. Поэтому каждая работа оценивалась с точки зрения того, имеет ли автор специализированное образование, насколько профессионально ему удалось раскрыть тему, умело ли он владеет композицией, материалом, собрана ли эта работа тематически и т. д.


Первым этапом был отбор работ по фотографиям, следующий проводился уже в экспозиционном пространстве: снимок, к сожалению, не всегда в полной мере отражает реальность.






На данный момент в рамках проведения триеннале во Дворце искусства представлены почти 300 работ 100 разных художников.


— Воспринимайте всю эту выставку как портал в будущее, потому что мы видим, что из бабушкиного ремесла вырастает настоящее современное объектное искусство. При этом оно остается таким же теплым, искренним, как то, что когда-то делали наши предки, — заключает Н. Шарангович на открытии V Триеннале «Декарт-22».


— Художники часто работают по отдельности, мало кто объединяется в какие-то группировки, а тут представлено превосходное объединение всех наших творческих сил. Результат получился довольно интересным. Я вот сам 50 лет занимаюсь керамикой, много чего знаю, понимаю, а тут нахожу столько интересного и интригующего, — добавляет художник Валерий Колтыгин.




К слову, заслуженный мастер, работал над арт-объектами, представленными на выставке, на протяжении года. Из разговора с организатором выставки узнаем, что ретроспективных работ В. Колтыгина в рамках проведения Триеннале декоративного искусства было использовано всего 15. Остальные создавались относительно недавно.


— Я участвовала в пленэрах, которые проводил Валерий Колтыгин. Это был очень увлекательный и интересный опыт. Рада тому, что в рамках открытия выставки у меня появилась возможность лучше ознакомиться с работами этого уникального, на мой взгляд, мастера, — рассказывает Ангелина Ващенко, одна из воспитанниц художника.




К слову, девушка сама участвует в V Триеннале «Декарт-22». О своих арт-объектах она рассказывает следующее:


— Создание этих работ я бы назвала неким полетом фантазии, пробой материала в каком-то смысле, поскольку шамот и глазурь — незнакомая мне стезя. До этого я лепила из глины, и, не скрою, в работе с керамикой есть очень много технических сложностей. Их непросто освоить самой. В то же время шамот оказался мне очень близок как тактильно, так и визуально. Хотелось бы продолжать с ним работать.



— Для искусства самое главное — это отклик зрителя, — отмечает куратор проекта, глава секции текстиля Белорусского союза художников Ольга Редникина, после чего советует пришедшим на открытие выставки прислушаться к внутренним ощущениям во время знакомства с каждой из представленных работ.

По окончании церемонии открытия посетители разбредаются по залам, чтобы насладиться многочисленными арт-объектами и прикоснуться к философии работ.


Спустя полчаса решаю поинтересоваться у людей полученными от увиденного впечатлениями. Первая женщина, к которой я подхожу, работает бухгалтером. Казалось бы, профессия от искусства максимально дистанцирована, но это не мешает Елене духовно развиваться и регулярно посещать культурные мероприятия.




— Давно такой хорошей выставки не проводилось. Впечатления от нее потрясающие! Больше всего запомнились работы из стекла. Поражает эта сила фантазии у людей! — делится впечатлениями женщина.


— Мне очень понравилась керамика. Но хочу отметить, что здесь буквально каждая работа заслуживает особого внимания. К примеру, смотришь на арт-объекты из металла и удивляешься тому, какие все-таки деликатные вещи можно создать из такого грубого материала. И дело ведь не только в профессиональных навыках художника, в этих работах целая философия заложена, — рассказывает еще одна посетительница выставки.


V Триеннале «Декарт-22» проходит в форме фестиваля на разных минских площадках. Помимо экспозиции во Дворце искусства включает в себя выставку в Национальной библиотеке Беларуси, в Художественной галерее Михаила Савицкого и арт-гостиной «Высокое место».


Фото Павла Русака


Смотрите также:






{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Смотрите также
интересные публикации