Как применяют технологию Superpave в Республике Казахстан - «Строим Дороги» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строим Дороги » Как применяют технологию Superpave в Республике Казахстан - «Строим Дороги»
Как применяют технологию Superpave в Республике Казахстан - «Строим Дороги»
Переход дорожной отрасли на подбор асфальтобетонных смесей по методу объёмно-функционального проектирования (международное название - Superpave) дорожники Казахстана отсчитывают с 2012 года. О нюансах и проблемных моментах внедрения этой технологии в Республике Казахстан порталу «Строительство.RU»




Переход дорожной отрасли на подбор асфальтобетонных смесей по методу объёмно-функционального проектирования (международное название - Superpave) дорожники Казахстана отсчитывают с 2012 года. О нюансах и проблемных моментах внедрения этой технологии в Республике Казахстан порталу «Строительство.RU» рассказала старший научный сотрудник ТОО «ЮнидАс ГРУПП» Галия ИЗМАИЛОВА.

Строительство.RU»: - Галия, с чего началось в Казахстане внедрение технологии Superpave?


Галия Измаилова: - Силами КаздорНИИ (Казахстанского дорожного научно-исследовательского института) еще в 2012-2013 годах были проанализированы данные почти всех метеостанций, расположенных в областных центрах Казахстана, благодаря чему были выявлены расчетные температуры по регионам. Это касалось и температуры воздуха, и температуры дорожного покрытия.


Затем полученные данные были отражены в нормативном документе РРК 218-96-2013 «Районирование территории Казахстана по расчетным температурам асфальтобетонных покрытий».  Тем самым удалось сформировать карту: под какую температуру и в каком регионе необходимо проектировать АСБ-смесь.


Карта для определения расчетных  максимальной и минимальной температур


асфальтобетонного покрытия


 


 

Согласно климатической карте, действующей еще со времен СССР, у нас присутствует 3 климатических зоны: в основном, четвертая, пятая и немного третьей.  Но сегодня идет работа по более узкому разделению страны на климатические зоны. Например, на самом востоке страны критическая температура покрытия может достигать минус 46 градусов, на севере – минус 40. А на самом юге, в частности, в Шымкенте, расчетная температура покрытия может составлять плюс 64 градуса. Но были случаи, когда оно и до плюс 75 там нагревалось. То есть, «вилка» крайне внушительная.


После определения температурных диапазонов были сформированы наиболее подходящие методы подбора АСБ смесей в зависимости от конкретных условий. Произошла корректировка лабораторных методик. Специалисты были проинструктированы, когда, например, лучше использовать низкотемпературный реометр «Бибиар», а когда специальные печи, динамический реометр или другое специальное оборудование. В указаниях были прописаны и критерии соответствия битумных вяжущих условиям эксплуатации по технической системе Superpave.



 

"Строительтво.RU" - ... Вы упомянули дорогостоящее узкопрофильное оборудование, для работы на котором необходимо пройти соответствующее обучение. Оснащены ли ваши лаборатории таким оборудованием в достаточном количестве? Есть ли лаборанты с  необходимой квалификацией?


Галия Измаилова: - Ваш вопрос очень своевременный. Да, действительно, с эти у нас пока есть определенные трудности.


Ту часть методики Superpave, которая касается битумов и ПБВ (битумных вяжущих), мы уже активно используем и применяем - для этого специалистов достаточно. Что касается асфальтобетонных смесей, то тут все сложнее.


Основная трудность заключается в отсутствии нормативной базы по требованиям к АСБ смесям, приготовленным по технологии объемно-функционального проектирования. При этом методика испытаний есть, она наработана. Например, есть метод формовки и испытаний «по Маршаллу». Также есть норматив для проведения испытаний по «гиратору». Но целостной нормативной базы на сегодняшний день пока нет. Работа по ее созданию еще только ведется.  Сегодня в Казахстане поставлен вопрос о необходимости разработки исследовательской программы, которая легализовала бы создание опытных участков дорог по технологии ОФП – чтобы можно было их испытывать, мониторить, изучать состояние дорожного полотна и т д.


 


«Строительство.RU»: - Галия, почему, на ваш взгляд, удалось внедрить, скажем так, битумную часть технологии, а асфальтовую - не вышло?


Галия Измаилова: - Дело в том, что система Superpave предъявляет очень жесткие требования к  лещадности щебня (лещадность – характеристика формы зерен, которая выражается в процентах содержания зерен пластинчатой и игловатой формы в общей массе щебня - различные производственные и строительные процессы требуют нормировать содержание игловатых и пластинчатых зерен в используемом щебне – прим. Авт.).


Так вот, чтобы эта технология работала, показателя лещадности в щебне должно быть не более 10%, чего нам пока не достичь, так как отсутствуют соответствующие требования к производителям щебня.


 


«Сроительство.RU»: - Готовы ли местные АБЗ выпускать смеси по «суперпейву»?


Галия Измаилова: - АБЗ-то может и готовы, но карьеры, поставляющие щебенку, пока что не могут обеспечить нас материалом с нужными характеристиками. Даже среди тех ЩМА (щебеночно-мастичных асфальтобетонов), которые соответствуют действующему стандарту №31015 (Межгосударственный стандарт ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные»), мы ищем такие варианты, чтобы они соответствовали предъявляемым технологией требованиям. Словом, главная проблема заключается в обеспечении АБЗ щебнем необходимого качества, а также другими исходными материалами с нужными свойствами.


 Дальше особых проблем быть не должно. Надо будет просто дать специалистам нужные рецепт. Если заводы современные, то проблем с выдачей требуемой рецептуры не будет. Карьеры в республики есть, но все они в частной собственности.  У них политика простая: хотите - берите, не хотите - не берите. Щебень определенных фракций и лещадности сделать под заказ они, конечно, могут. Но тогда его стоимость существенно возрастет.  Сегодня, к сожалению, не существует централизованного требования по выпуску щебня для дорожной отрасли. И подрядчики вынуждены покупать то, что есть. Также не у всех есть качественные дробилки, способные работать в рамках вышеописанных требований.


Конечно, какие-то положительные подвижки все-таки уже имеются. Например, некоторые карьеры уже знают, какой щебень необходимо выпускать для приготовления ЩМА-смесей. Но в разных регионах этот вопрос обстоит по-разному. Когда удастся эту проблему перевести в статус централизованного государственного требования, тогда все специализированные дробилки настроят на нужную лещадность.  Или дорожники просто не будут работать с карьерами, которые не могут предоставить щебень нужной формы.




«Строительство.RU»: - Вы упомянули о нехватке нормативной базы. Можно осветить этот вопрос подробнее?


Галия Измаилова: - Только в прошлом году мы смогли выйти на промышленные масштабы приготовления ПБВ.  Но и то не полностью. Частично ПБВ в кловентейнерах закупали в РФ.


У нас есть стандарт по ПБВ - РК СТРК 2534 от 2014 года «Битумы нефтяные модифицированные дорожные. Технические условия». В нормативной базе по ПБВ требования к битумным вяжущим прописаны пока, как дополнительные. Да и необходимые приборы для соответствующих измерений до недавнего времени имелись только в КаздорНИИ. Сегодня этим приборами оснащены уже несколько лабораторий. Поэтому хоть и постепенно, но соответствующие измерения входят в обязательный перечень. 



«Строительство.RU»: - Готовы ли подрядные компании работать в рамках данной системы?


Галия Измаилова: - Еще раз отмечу, активно по «Superpave» у нас укладывают только битумы. То есть, в обычную смесь типа А или Б добавляют ПБВ или полимеры, выполненные согласно требованиям технологии Superpave, и с ними работают. Получается что-то вроде полутехнологии. Пока такая ситуация. Также у нас есть свои стандарты на асфальтобетоны, куда недавно ввели обязательное требование по колееобразованию.


По сути, на сегодня всего несколько лабораторий в стране имеют необходимое оборудование и лаборантов, умеющих на нем работать. Когда нужно проверить АСБ смесь на колееобразование или на подборы по технологии Superpave, то приходится отвозить образцы именно в эти лаборатории. Поэтому у нас нет возможности требовать внедрения этой технологии повсеместно.  Тем не менее, дело потихоньку движется. Работаем по внедрению Superpave с отдельными компаниями, выборочно. Думаю, за ними подтянутся и остальные. Главное, двигаться в правильном направлении.


Беседовал Станислав ДОНИН


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика