Эксперты: архитектура историзма в Петербурге — признак упадка - «Свежие новости строительства»
В промзоне на Мебельной улице возводят здание, похожее на Воронцовский дворец, в котором ныне располагается Суворовское училище. Новостройка станет частью возводимого здесь технопарка. «Карповка» поговорила с экспертами, попросив их ответить на вопрос: нужна ли Петербургу псевдоисторическая архитектура?
На территории производственной зоны «Северо-западная» на Мебельной улице строится технопарк. Земельный участок площадью 7,5 гектара для этих целей город передал группе «Арсенал-недвижимость», которое активно застраивает жильем Приморский район. Кроме того, компания известна тем, что недавно возродила идею достройки колокольни Смольного собора.
Инвестдоговор заключен со специально созданной дочерней фирмой «Европа» в 2010 году. Согласно постановлению правительства, к марту 2013 года объект должен быть завершен. Строительством занимается ООО «Девяткино».
В состав технопарка будут входить цехи опытного производства и лабораторно-исследовательских работ, складские и офисные помещения, парковка, а также объекты инженерной инфраструктуры. Один из объектов, вероятно, офисное здание, представляет собой дом в стиле старого Петербурга.
Выяснить, почему инвестор решил постройку именно в таком архитектурном стиле, «Карповке» оперативно не удалось. Однако здание удивляет не только местных жителей, но и экспертов. Они отмечают сходство новостроя с Воронцовским дворцом на Садовой улице, где ныне располагается Суворовское училище.
Так, архитектурный критик Алексей Хваль считает, что подобное здание может облагородить промзону: «Что касается самого факта копирования — можно процитировать Пелевина: „Экономика, основанная на посредничестве, порождает культуру, предпочитающую продавать созданные другими образы вместо того, чтобы создавать новые“. А можно вспомнить, что загородные усадьбы часто строились по мотивам известных зданий. Если не будет отсебятины, копия Воронцовского дворца этот район точно украсит».
«Признаюсь честно, мне стилизации не близки, но здесь это делается в таком неожиданном месте, что выглядит более чем нормально, — указывает критик Алексей Лепорк. — Это такая уместность от абсурдности. Тут квази-заброшенная и приведенная в порядок усадьба в глуши. В центре выглядело бы обманом, а здесь — игрой».
С улыбкой отнесся к постройке архитектор Евгений Подгорнов: «Китч! Если это некая игра, то здорово, а если серьезно — то немного странно». По его мнению, новоделы в стиле историзма должны быть уместны: в историческом центре они, например, возможны.
В Петербурге есть немало примеров того, как в исторической части города возводили современные дома «под старину». Например, неоклассический бизнес-центр «Сенатор» на Большом проспекте В. О., 80; элитный жилой комплекс на 2-й Березовой аллее, 17; гостиница на площади Островского, 2а. Есть подобные примеры и за пределами центра города, например, отель на Гофмейстерской улице, 2, в Петергофе. Однако примеров возведения «дворцов» в промзоне еще не было.
Подобная архитектура часто вызывает ожесточенные споры, нравясь одним и вызывая недоумение у других. Особенную критику она вызывает у представителей архитектурного сообщества. Так, с малиновыми пиджаками сравнил строительство зданий «под старину» архитектор Никита Явейн. Он отметил, что подобная тяга к подражанию постройкам прошлых веков типична для стран Азии, особенно слаборазвитых. Что является, по мнению господина Явейна, признаком снижения культуры.
Бизнес-центр «Сенатор»
«Повторение исторических стилей является в некотором смысле беспомощностью в творческом отношении архитектора. Это значит, что он не может развивать архитектуру своего времени и вынужден обращаться к исторической», — уверен вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Святослав Гайкович. Он отмечает, что у этого явления есть и другая сторона медали — архитектор вынужден угождать заказчику.
Еще одним активным противником историзма является руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов. В беседе с «Карповкой» он заявил, что является противником исторических подделок в архитектуре. Он высказывался за архитектуру, соответствующую своей эпохе: «В этом и есть наше искусство: мы должны пытаться сделать так, чтобы было видно, когда это построено, но чтобы это не мешало и не вызывало возмущения всех жителей как инородное вторжение в среду».
Находятся у подобного подхода в архитектуре и горячие сторонники. Так, автор неоклассического «Сенатора» на Среднем проспекте, избранного читателями лучшей постройкой в 2012 году, гендиректор мастерской «Я. К.» Александр Кицула полагает, что историзм — та архитектура, которая близка петербуржцам: «Такой подход отражает представления жителей города о том, какую архитектуру они хотят здесь видеть, среди какой хотят жить».
Гостиница на площади Островского
«Петербург заслуживает того, чтобы его охранять. Но делать обманки и исторические декорации — недостойно нашего города, — считает главный архитектор проектов мастерской „Конструктив“ Андрей Белинский. — Я считаю, возможно делать аллюзии, но очень опосредованно, не должно быть подделок. Хотя есть нездоровая тенденция всерьез играть в историзм, а серьезно этого делать не стоит».
За поддержание петербургской традиции высказывается историк петербургской архитектуры Борис Кириков. Он положительно относится к домам в стиле историзма даже за пределами исторического центра: «Прийти в спальные районы с классическими формами — это благо для их жителей».