Лучше ли сидится в деревянной тюрьме? - «Строим Город»
Если россияне хотят стать здоровой нацией, они должны жить в здоровом жилище
Сегодня мы продолжаем разговор о рынке деревянного домостроения в России и в мире. Нам, россиянам, следует уяснить одну важную мысль: жить в доме из древесины престижно, потому что полезно.
Экспорт нужен, но не такой
Один из способов развивать производство панелей для деревянного домостроения в России — наращивать их экспорт. Спрос на нашу продукцию в Европе есть, прежде всего в Германии и Австрии. Однако не всегда это делать выгодно.
В Европе за российские древесные панели платят более низкую цену, чем за аналогичные изделия собственного производства. Но связано это отнюдь не с дискриминацией, а с объективными условиями. У нас плохая логистика: на выполнение заказа уходит три-четыре недели, а европейские производители доставляют продукцию за максимум за пять дней.
Кроме того, в Европе совсем иные условия платежей, а производители предоставляют рассрочку в оплате до 40 дней. Наши на такие условия пойти не могут, они дают поблажку максимум на пять дней.
Из-за этого и многого другого наши компании, увы, пока не могут сравниться по части репутации с теми же немецкими и австрийскими фирмами. И это неудивительно: те зарабатывали ее на протяжении свыше двух десятилетий, а стаж наших производителей на европейском рынке не более двух-трех лет. В итоге конечная разница между ценами на их и нашу продукцию достигает 30 евро за 1 изделие.
Но и это не все. По словам генерального директора компании Holz House Николая Юферева, нашим заводам надо повышать и качество. То, что удовлетворяет непритязательных российских потребителей, в Европе считается плохим товаром, то есть наш продукт должен полностью отвечать требованиям рынка и не нуждаться в «доводке».
Как признается Николай Юферев, экспорт для их компании малорентабелен: он нужен в основном для поддержания объемов производства в условиях падающего отечественного спроса. Чтобы увеличить выгоду от экспортных операций, нужно снижать себестоимость изделий. А для этого необходимо строить более мощные, оснащенные современным оборудованием производства. Но пока большинству отечественных компаний эта задача не по силам.
Хочу в тюрьму! В деревянную
Пока в России идут дебаты, что можно строить из дерева, а что нецелесообразно, в Австрии давно и окончательно пришли к заключению: из этого материала можно сооружать практически все. Неслучайно в этой стране несколько лет назад появилась новая тюрьма, построенная из древесины.
Любопытно, что это исправительное учреждение было первым, которое построили в альпийской республике со времен Второй мировой войны: до этого здесь лишь ремонтировали или реконструировали старые строения.
Как рассказывает один из авторов проекта, архитектор Карлхайнц Бойгер, такое смелое решение — плод совместных усилий архитектурного бюро Hohensinn Architektur, SeeWood и австрийского МВД. Здесь нашла отражение новая концепция пенитенциарных учреждений в стране.
Если быть точным, речь идет не только о тюрьме, а о целом комплексе, включающем Дворец правосудия, к которому и примыкает исправительное учреждение. Правда, можно ли назвать его тюрьмой в нашем российском понимании, — это тоже вопрос.
Ведь больше это напоминает гостевой дом без права выхода из него. Здесь предусмотрен спортивный зал и зона для трудовой деятельности, где заключенные имеют возможность работать и зарабатывать. В пределах здания для них обеспечена полная свобода передвижения. Есть также кухня и лоджия, на которую австрийские «зэки» могут выходить, дышать альпийским воздухом, любоваться окрестной природой и мечтать о свободе.
Но, как подчеркивает Карлхайнц Бойгер, даже австрийская тюрьма все же остается тюрьмой. А потому важным требованием остается проблема обеспечения безопасности. Перед проектировщиками встал непростой вопрос: как сочетать этот принцип со строительством из древесины.
Пришлось создавать специальные системы на основе IT-технологий. И теперь современные датчики позволяют в считанные секунды определить, в каком месте произошла нештатная ситуация, и принять незамедлительные меры.
Архитектор признается, что пока трудно сказать, насколько приятней сидеть в построенной из дерева тюрьме, но точно известно, и это подтверждено научными исследованиями: использование светлых древесных материалов снижает стресс, делает более комфортной работу, уменьшает число профзаболеваний.
А вот в Норвегии построили первую деревянную бензозаправку. Это примечательное событие произошло в небольшом городке, расположенном в 150 км от столицы страны Осло, и стало частью проекта реконструкции городского центра. Заказчиком необычной АЗС является владелец местного магазина лесоматериалов.
Архитектор АЗС Разван Виктор Флореа, представляющий архбюро AMB arkitekter, говорит, что самой большой проблемой было обеспечить пожарную безопасность такого объекта. С этой целью здесь применена специальная технология: во время пожара древесина обугливается и выступает как изолятор, который мешает поступлению кислорода. В результате огонь затухает.
К слову, деревянные АЗС сегодня строятся не только в Норвегии, но и в других развитых странах. Ведь применение дерева в качестве строительного материала позволяет снизить не только негативное воздействие на природу, но и сроки и затраты на строительство.
В деревянных домах болеют меньше
Сегодня деревянное домостроение — это не просто использование древесины в качестве основного строительного материала, это создание иной среды обитания. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 30% сооружений в мире имеют так называемый синдром больного здания. В Европе на здания приходится 40% всей потребляемой энергии и 37% выбросов углекислого газа.
Недавно было проведено исследование о влиянии характеристик жилья на здоровье его обитателей. Опрос проводился среди 12 тыс. респондентов в 12 странах Евросоюза. В результате определен ряд факторов здоровой среды. Среди них качество воздуха, которое в значительной степени зависит от используемых строительных материалов.
При выборе жилья свежий воздух и естественное оказались решающими факторами. Более 40% опрошенных считают качество микроклимата и естественное освещение важнейшими параметрами при покупке квартиры или дома.
И такое мнение вовсе не случайно. Согласно подсчетам, ежегодные потери от астмы составляют в Европе 17,7 млрд евро. Бороться с этим недугом на континенте стараются, что называется, с младых ногтей. Исследование показало, что в Дании в 56% учебных классов уровень CO2 выше рекомендуемого, а средний уровень успеваемости — на 10% ниже. В Норвегии таких школ 21%, в Швеции — 16% .
Макроэкономический эффект увеличения воздухообмена на 30% в Дании до 2050 года позволит поднять продуктивность работы учителей и учеников на 16%, на 15% сократить число второгодников и на 6% снизить заболеваемость преподавателей. А общий экономический эффект ожидается в размере 173 млн евро. Эти данные побуждают датское правительство строить школы из природных материалов, в первую очередь из древесины.
Свою лепту в изучение этого вопроса внесли и японцы (куда же без них). Согласно их исследованию, половина всех заболеваний связана с образом жизни людей, 20% — со средой обитания, включая микроклимат жилищ, еще столько же дают наследственные факторы, а 10% обусловлено ятрогенными причинами (то есть болезненными состояниями в связи с высказываниями или поступками медицинского персонала).
Одну треть жизни человек проводит дома. На его здоровье влияют теплоизоляционные свойства материалов, из которых он построен, отделочные материалы. Установлена зависимость от этих факторов артериального давления. Так вот, при использовании древесины это негативное влияние снижается, зато на 4,6% повышается продуктивность умственной деятельности.
Оговоримся сразу: речь здесь вовсе не идет о том, чтобы вернуть отечественное домостроение к истокам, сделав его преимущественно деревянным. Понятно, что это невозможно, да и не нужно. Но установить разумный баланс между различными видами строительства жизненно необходимо.
Это требуется и для более динамичного развития стройкомплекса, и для улучшения здоровья нашего населения.
Владимир ГУРВИЧ