Деревянное домостроение: Минпромторг строит планы, бизнес остается в стороне - «Строим Город»
Появятся ли в России деревянные небоскребы
Российское правительство ищет разные способы преодоления кризиса в строительной отрасли, пытается найти новые стимулы для ее развития. В последнее время серьезно увеличился интерес властей к деревянному индустриальному домостроению, идет разработка мер, способных дать новый импульс этому направлению. Однако пока результаты более чем скромные. И главная причина такого явления — целый комплекс системных проблем, которые пока никак не удается разрешить.
Условия есть, развития нет
Развитие деревянного домостроения напрямую зависит от сырьевой базы, а также технологического уровня лесозаготовки и лесопереработки. С одной стороны, сырьевая база у нас просто гигантская — Россия занимает второе место по запасам древесины. Вот только используется она неэффективно, лишь на 40% от расчетной лесосеки. Например, в США этот показатель выше более чем в два раза.
К тому же за последние годы в стране серьезно упал уровень лесоустройства. Иными словами, мы плохо знаем, что находится в лесу, какие породы деревьев там произрастают, в каком они состоянии. А это в свою очередь напрямую влияет на инвестиции. Инвесторы опасаются вкладывать средства в лесную промышленность, так как не знают, что им реально достанется. В итоге лишь 23% российского леса имеют инвестиции. Это крайне мало, поэтому огромные лесные массивы у нас просто сгнивают на корню.
— Если государство не станет вкладывать средства в лесоустройство, инвестиции в отрасль не пойдут, — констатирует статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. — А значит, на полноценное развитие сегмента деревянного домостроения надеяться не приходится.
По его мнению, изменить ситуацию должна подготавливаемая стратегия развития лесного комплекса. В ней видное место отводится индустриальному деревянному домостроению. По словам чиновника, предполагается целая серия мер, которая будет стимулировать развитие этого направления.
Во время недавней встречи двух министров — финансов Антона Силуанова и Минпромторга Дениса Мантурова — достигнута договоренность о том, что будут подготовлены дополнительные условия использования деревянного домостроения. В частности, до 30% строящихся объектов социально-культурного назначения, которые финансируются из федерального бюджета, будут возводиться из этого материала. Предполагается также внесение изменений в правила формирования предоставления и распределение федеральных субсидий субъектам Федерации при строительстве зданий и сооружений методами индустриального деревянного домостроения.
Бизнес не видит больших перспектив
Однако понятно, что пока за дело не возьмется бизнес, сегмент деревянного строительства в России будет оставаться скромным. Сегодня существует два основных препятствия для его роста. Первое — это недостаточный спрос на такие строения.
Традиционно у нас привыкли к тому, что из дерева строят в основном дома в деревнях и дачи. А вот в других странах из этого материала давно возводят жилые и общественные объекты. В США на этот сектор приходится до 5% ВВП, в Финляндии до 80% домов возводится из дерева, в Японии — 40%. Даже в малолесистой Германии этот показатель достигает 15%. В России на сектор деревянного строительства приходится четверть всех построек, но только 12% — на жилые дома. Общий товарооборот в этом сегменте всего полтриллиона рублей в год.
Без пропагандирования преимуществ деревянных строений эти показатели улучшить трудно. А преимуществ более чем достаточно. Деревянные постройки долговечны, экологичны, полезны для здоровья. Эти данные получены благодаря проведенным в разных странах исследованиям. Цена строительства деревянных конструкций ниже, время сборки такого дома — от 2 до 9 недель. При хорошем качестве строительных работ они могут простоять полвека без капитального ремонта.
В Лондоне провели любопытный эксперимент. В одном из районов заложили два близких по характеристикам дома: один из дерева, другой из обычных материалов. На сооружение дома из деревянных конструкций понадобилось 7 недель и 8 человек, на дом из бетона — 8 недель и 70 строителей. К тому же на строительной площадке деревянного дома было значительно тише и чище.
Еще один барьер на пути развития деревянного домостроения — острая нехватка длинных денег. Банки почти не финансируют этот сегмент, не выдают покупателям ипотечные кредиты. Для решения вопроса создана межведомственная комиссия, куда вошли представители банковского и страхового сообщества, бизнеса, специализирующегося на этом виде строительства. Но пока ни о каких реальных результатах ничего не известно.
А вот за границей подобные комиссии просто не нужны, там давно кредитование деревянного домостроения происходит на общих началах.
Без рынка никуда
По мнению вице-президента компании Segezha Group Дмитрия Руденко, отрасль не станет полноценно развиваться до тех пор, пока не возникнет настоящий рынок индустриального деревянного домостроения. Сегодня же он находится в полузачаточном состоянии. А рынок возникнет тогда, когда деревянные дома массово будут строиться в городах, в том числе и в мегаполисах, включая обе столицы. В Европе это давно стало обыденным делом, там даже возводятся небоскребы из деревянных каркасов. В Вене растет здание в 24 этажа.
У нас же нормативы запрещают строить дома выше трех этажей. И хотя не первый год чиновники обещают ситуацию изменить, пока же все остается по-прежнему. По мнению бизнесмена, рынок деревянного домостроения нужно строить на базовой технологии CLT (поперечно-клееная древесина — Ред.). В Европе выпуск таких панелей растет со скоростью 20% в год. Это очень удобный и прочный строительный материал, особенно он полезен при реконструкции домов без отселения. CLT позволяет их надстраивать быстро и с минимальным неудобством для жителей.
В России развитию этого направление мешает неразвитость рынка CLT. Впрочем, утешает факт, что и в Европе он не сразу появился. От появления этой технологии до строительства на ее основе сооружений высотой до 14 этажей прошло 14 лет. Но есть опасность, что, если и дальше все будет идти так же, нам этого срока не хватит.
Пока один планы
Минпромторгом определены целевые показатели развития этого сектора. Среди них рост рынка в ближайшие годы на 10% за счет появления многоэтажного крупнопанельного домостроения, повышение доли деревянного домостроения до 30%, а общий объем сегмента должен достигнуть 1% ВВП.
Однако пока общий тренд развития индустрии деревянного домостроения никак не подтверждает эти радужные перспективы. Планы чиновников реальная жизнь в очередной раз сильно расходятся. Хорошо уже то, что они все же научились озвучивать актуальные проблемы, которые мешают развитию отрасли. С реальными же мерами дела обстоят пока гораздо хуже. А потому опрометчиво ожидать какого-то прорыва в этом направлении в ближайшее время.
Владимир ГУРВИЧ