Не дроном единым: повлияют ли на строительную отрасль временные ограничения на использование БПЛА - «Технологии строительства» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Технологии строительства » Не дроном единым: повлияют ли на строительную отрасль временные ограничения на использование БПЛА - «Технологии строительства»
Не дроном единым: повлияют ли на строительную отрасль временные ограничения на использование БПЛА - «Технологии строительства»
....После майской атаки дронов на важнейшие объекты российской инфраструктуры в 60 российских регионах были введены запреты и ограничения на использование беспилотников. Это диктовалось безопасностью страны и рисками, которые могут нести неопознанные беспилотные летательные аппараты. Но БПЛА – это



....После майской атаки дронов на важнейшие объекты российской инфраструктуры в 60 российских регионах были введены запреты и ограничения на использование беспилотников. Это диктовалось безопасностью страны и рисками, которые могут нести неопознанные беспилотные летательные аппараты. Но БПЛА – это то ноу-хау, которое в последние годы все шире использовалось в строительной отрасли. Насколько серьезно повлияет запрет на развитие «беспилотной» технологии, в целом, и чем можно возместить временные ограничения на применение строительных квадрокоптеров? Об этом размышляют наши эксперты.


Не все так плохо...


- Дроны в строительной отрасли, действительно, использовались, но речь вовсе не идет о массовом применении, - считает Дмитрий Майоров, руководитель Службы качества ТЕХНОНИКОЛЬ. -  С их помощью проводили обследование введенных в эксплуатацию объектов: осуществляли визуальный осмотр кровли, тепловизионное обследование. При помощи съемки с дрона удобно строить 3D-модель здания. Это актуально при проведении капремонтов и реконструкций. Сегодня запрет полетов не является единственной причиной, по которой съемка с дронов потеряла актуальность. Рынок испытывает сложности с программным обеспечением. По этой причине в большинстве случаев обследование зданий, выполнение замеров производится инженерами без летательных аппаратов. 


Учитывая, что для работы с дроном от специалистов требовались определенные навыки и умения, плюс к этому само оборудование стоило немало, о повсеместном использовании и каком-то влиянии на отрасль после введения запрета на полеты говорить не приходится.


По оценкам экспертов, замер человеком вручную на сроки и качество строительства не влияет.


- Дело в том, что этот процесс и не был толком автоматизирован, поскольку приобретение дрона, обучение стоили для многих довольно дорого,  - считает Дмитрий Майоров. - Поэтому большинство продолжало работать как раньше. В целом, в России услуга обследования при помощи дрона, построение 3D модели не пользовалась особым спросом. 


Но есть и другие мнения.





 


- Прошел слишком короткий промежуток времени, чтобы можно было говорить о критических изменениях в активности строительства и благоустройства городов при помощи снимков, которые служат для создания макетов размещения объектов, - считает Александр Шевченко, оператор, пилот дронов, эксперт Академии Аэросъемки.  – Но в разных регионах разные ограничительные меры. В крупных, региональных городах действует полный запрет на полеты. В городах, которые находятся ближе к центральной части России и далее на восток (дальше от конфликтных территорий), ограничения не такие строгие. Местами полёты на дронах не контролируют, как было и раньше. Следовательно, если это не крупный город, который находится в центре страны, то сложности полетать на дроне не возникнет. Запрет распространяется примерно на 40 регионов (сегодня уже на 60 – прим. авт.), а это около половины всех субъектов Российской Федерации.


По словам пилота, с городскими проектами дела обстоят немного лучше.


- Если у частных компаний и застройщиков практически нет шанса договориться на официальные полёты, то у проектов, которые ведёт городская администрация, шансы получить кадры с неба выше, так как администрация может согласовать полёты с правоохранительными органами для строительных проектов или проектов, связанных с благоустройством городов.


Сила "Небосвода" 


Что касается альтернатив для съемки БПЛА, то они на рынке тоже присутствуют. Это, во-первых, использование фотоснимков из открытых источников и онлайн-карт. Правда, по признанию специалистов, качество таких снимков, конечно, не сравнится с БПЛА-съемкой.


Могут быть интересны и фотосъемки с возвышенностей или соседних высотных строений. Ну а кто-то использует быстрые FPV-дроны.


- Вероятнее всего, в текущей ситуации будут чаще привлекаться инженеры-геологи с их геодезическим оборудованием, - полагает Александр Шевченко. - Так как с их помощью можно выстроить карту местности и высот. Только вот с помощью дрона карту местности можно выстроить значительно быстрее и дешевле, чем использовать людей, которые вручную будут замерять участок. Да, безусловно, специфика работ у геодезистов и дронов отличается, но часть задач у них пересекается. Тем не менее, полноценно заменить топографическую съёмку с использованием дронов вряд ли получится. 


- Что касается программного обеспечения, то сейчас многие пилоты пользуются приложением "Небосвод", в нём можно пробовать согласовать некоторые полёты, - объясняет наш собеседник. - Предполагаю, что в скором времени будет доработано программное обеспечение, и появится возможность легче и быстрее согласовывать полёты с правоохранительными органами. Однако, текущая ситуация в мире, конечно, осложняет этот процесс.


Дело в том, что крупные города оснащают бОльшим количеством оборудования, которое отслеживает пилота и нахождение дрона в воздухе. При этом находятся умельцы, которые программным способом удаляют дрон с радаров, тем самым усложняя процесс создания программного обеспечения для легальных полётов.


- Если пилоты будут пренебрегать правилами, то мы еще долго будем находиться в условиях ограничений, теряя возможность работать и помогать в строительстве и благоустройстве городов с помощью дронов, - резюмирует Александр Шевченко. -  Надеюсь, что Росавиация сможет разработать план по внедрению любительских дронов в воздушное пространство и легализует полеты на дронах в согласованном порядке. 


Летать в будущем 


Сейчас на дроне особо не разгонишься - не позволяет военная обстановка. Но вполне возможно сделать это в будущем или в тех регионах, которые отдалены от СВО и не попадают под запрет полетов.


Так что напомним о правилах пользования беспилотниками, которые действуют сейчас. Чтобы вообще начать пользоваться беспилотником, нужно поставить его на учёт в Росавиации и получить разрешение на вылет. Регистрировать нужно даже лёгкие гражданские квадрокоптеры массой от 150 граммов. Если не пройти регистрацию, то за само владение таким дроном можно получить штраф или запрет на использование дрона. Только что купленное или завезённое в Россию устройство нужно поставить на учёт в течение 10 рабочих дней.


Чтобы воздушное средство зарегистрировали, нужно отправить заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиацию. Сделать это можно и в офисе, и на «Госуслугах» и на портале учета БВС (беспилотных воздушных судов).


В соответствии с буквой закона, Росавиация должна рассмотреть заявление в течение 10 рабочих дней. Ещё три дня отводится на отправку уведомления о постановке квадрокоптера на учёт.





 


Если заявление составлено неправильно, ведомство может отказать в регистрации.


При положительном решении беспилотнику будет присвоен учётный номер. Его нужно нанести на некоторые элементы квадрокоптера — например, на боковые грани фюзеляжа и лучи крепления двигателей. Если взлётная масса дрона меньше 1,5 кг, номер нужно продублировать на корпусе минимум три раза, а если больше — пять раз.


Если вы планируете летать на высоте более 150 метров, в тёмное время суток или в пределах запретных или охраняемых зон, нужно получить разрешение в центре Единой системы организации воздушного движения. Сделать это можно по почте или телефону, а можно — на сайте Системы представления планов полетов.


За нарушение правил регистрации и полёта предусмотрены разные штрафы. Так, если вы запускаете дрон, не поставленный на учёт в Росавиации, или забыли нанести учётный номер, можно получить штраф от 2000 до 2500 рублей. Если дрон зарегистрирован, но владелец нарушает правила пользования воздушным пространством, штрафы будут следующие:


При нарушении использования воздушного пространства будет работать 11.4 КоАП. Физлица заплатят от 20 до 50 тысяч рублей, должностные — 100-150 тыс., юрлица — 250–300 тысяч рублей, также возможна приостановка деятельности до трех месяцев.


Если нет разрешения на использование воздушного пространства, то платить придется еще больше. Это 30-50 тысяч руб. для физлиц, 300-500 тысяч для юрлиц. При этом дрон скорее всего изымут.


Ну а если полет БПЛА повлек тяжкий вред здоровью или смерть, то это грозит лишением свободы до пяти лет, а если пострадало два и более человека— срок до семи лет по ст. 271.1 УК РФ. 


Как уже упоминалось выше, сейчас запрет на использование беспилотников ввели почти шесть десятков регионов РФ, причем в большинстве своем – до особого распоряжения. Вето на дроны наложено в субъектах с разным уровнем готовности, есть среди них и регионы с самым низким - базовым уровнем, вроде Мордовии и Приморья. Есть регионы, где запрет на полеты касается лишь зон над особо важными объектами, например, промышленными предприятиями.


Эксперты убеждены: полет БПЛА, практически прерванный сейчас, безусловно, восстановится, а технология строительных дронов продолжит свое развитие. Остается надеяться, что это произойдет в обозримом будущем.


Подготовил Даниил ВЛАДИМИРОВ


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Смотрите также
интересные публикации