Сила фортификации-2: от греческих полисов-крепостей до римских валов и лагерей-каструмов - «Строим Город» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Строим Город » Сила фортификации-2: от греческих полисов-крепостей до римских валов и лагерей-каструмов - «Строим Город»
Сила фортификации-2: от греческих полисов-крепостей до римских валов и лагерей-каструмов - «Строим Город»
Как известно, фортификация - это наука об укреплениях и их грамотном строительстве. С древнейших времен люди решали оборонительную задачу возведением крепостей и целых укрепрайонов. Античность показала выдающиеся и захватывающие образцы военно-инженерного искусства. Мы уже рассказывали о мощных



Как известно, фортификация - это наука об укреплениях и их грамотном строительстве.  С древнейших времен люди решали оборонительную задачу возведением крепостей и целых укрепрайонов. Античность показала выдающиеся и захватывающие образцы военно-инженерного искусства. Мы уже рассказывали о мощных башнях Вавилона и укрепленных гаванях древнего Карфагена. Пришло время поговорить об античной фортификации Греции и Рима.


Стены Пирея


...Греческая фортификация развивалась поступательно. И если в микенский период самого понятия крепости особо не существовало – в то время это были просто укрепления, повторяющие периметр возвышенности, на которой стояли - то   позже, во времена античности, все изменилось.


Древние фортификаторы начали использовать множество естественных преград – прежде всего обрывы и скалы (Греция горная, скалистая страна). Правда совсем не всегда это совпадало с городской чертой: укрепления приходилось «тянуть», и таким образом греческие полисы разрастались.


Гениальная инженерная находка греков – башни, выходящие за линию стен. После победы над персами и ухода их из Эллады афиняне всерьез задумались об укреплении своего порта – Пирея. Сами Афины находились в некотором отдалении от моря, но были критически зависимы от морских поставок. Поэтому вдоль дороги от города до порта пришлось возводить мощные стены с двухэтажными башнями. Длина такой дороги составляла 6,5 км, а «дорожный просвет» между двумя рядами стен – более 100 м.


Впрочем, уже в эллинистический период, в IV-III веках до н.э., строение крепостей изменилось и усложнилось. Наличие огромного количества дармовой рабочей силы - рабство в то время было достаточно распространенным явлением -  позволяло строить все более изощренные укрепления и осадные машины. 


Башня Полиоркета 


...Приведем один пример, чтобы был понятен уровень фортификации эпохи эллинизма.


Когда Деметрий Полиоркет осадил город Саламин на Кипре, он выстроил девятиэтажную башню высотой 40 м. В основании башня представляла собой квадрат со стороной 20 м. Передвигалась она с помощью четырех колес, каждое высотой в  3,5 м. Называлась башня «Helepolis» - «берущая города». Сверху на ней располагалось несколько батарей с легкими метательными орудиями, снизу – тяжелые камнеметы, способные метать снаряды до 80 кг, на средних уровнях — тяжелые стрелометы.





 Реконструкция башни, снабженной метательными орудиями - r1.mt.ru



Позднее, для осады Родоса, были созданы две платформы: одна - для камнеметов, другая - для стрелометов. Каждая из платформ была установлена на двух грузовых кораблях, соединенных попарно. Кроме того, нападающие построили две четырехэтажные башни – их также погрузили на корабли, а вокруг создали плавзаграждение из шипованных бревен, чтобы вражеский флот не мог протаранить эти «античные дредноуты».


Впрочем, жители Родоса тоже не лаптем щи хлебали и оперативно нарастили стену города со стороны гавани. Далее последовал интересный военный ход: защитники Родоса отзеркалили усилия осаждающих, разместив собственные грузовые корабли с внушительной батареей метательных машин в узком выходе из бухты. Тяжелые бои ничего не дали. В огне погибли башни, да и метательные машины требовали починки.


Но Деметрий не сдался и зашел с суши. Он выстроил башню-гелеполу, шириной 22 м и высотой 45 м. Скелетом гелеполы стали квадратные в сечении балки, обитые железом, причем перекладины основания были сделаны в локте друг от друга – чтобы было место для толкателей этого сооружения. Стояла башня на восьми колесах в метр толщиной каждое, а оси были подвижны, чтобы обеспечить маневр во всех направлениях.


Девятиэтажная башня заканчивалась штурмовой площадкой в 9 м. Впрочем вести огонь можно было не только оттуда – на всех этажах размещались порты с механическими заслонками и отличной защитой от огненных стрел. На каждом уровне сооружения проходило две лестницы – одна на подъем, другая на спуск. Башню приводили в движение 3 400 человек.


Правда, когда родосцы поняли, какой сектор обороны будет атакован, они тут же начали строить внутреннюю стену. Осаждающие сделали подкоп под внешний периметр, но осажденные в качестве ответной меры прорыли ход изнутри и ворвались в подкоп, помешав неприятелю. Впрочем, машины работали, и стены начали рушиться. Тогда обороняющиеся возвели третью стену, охватывавшую весь опасный участок, и вырыли позади обрушившейся стены глубокий ров, чтобы не дать тяжелым машинам проникнуть в город.


Потери были огромны. Деметрий тогда так и не взял Родос. 


Сигнальные башни и водяная почта


Сигнальные возможности огня и дыма использовались в крепостях и укреплениях греков с древнейших времен. Но наиболее оригинальной была все же водяная почта. Действовала она так. На двух отдаленных постах ставились два сосуда одинакового размера, наполненные жидкостью. В них плавал поплавок с мерным уровнем. На стенки кувшинов наносились деления-риски. Возле каждого деления значилась та или иная информация или условная команда. 


...Представим себе эту картину. Один дежурный поднимает факел и ждет пока это сделает коллега вдалеке. Когда оба понимают, что готовы, факел опускается, и оба вынимают затычки из сосудов. Вода, вытекая, доводит поплавок до определенного уровня. Передающий поднимает факел - стоп игра. Мерный поплавок с уровнем остановился напротив определенного деления: можно читать сообщение. Например, «враг появился с крупными силами», «вижу разведчиков», «выслать дозор» и т. д.


Водяные месседжи были очень популярны, пока не сменились... досками. У часового имелся специальный набор из пяти досок, на каждой из которых было по нескольку больших букв. Показывая факелом нужную букву на доске, чаосовой передавал слова. Это уже высший античный код. Такие системы были незаменимы при обороне не только крепостей, но и оборонительных линий с разнесенными далеко друг от друга башенками - постами. Об этих шедеврах инженерной мысли стоит поговорить подробнее. 


Лимес


Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что основы современного строительства заложили римляне. Возведенные сынами Вечного Города объекты, до сих пор поражают воображение.


Но самыми монументальными работами древних мастеров стали вовсе не Колизей и Лудус Магнус (одна из четырех крупнейших школ гладиаторов), как многие считают, а огромные по своей протяженности линии укреплений на границе. Они получили название лимес и тянулись вдоль всех потенциально уязвимых участков империи.


Надо сказать, что римские крепости появились довольно поздно. Как ни странно, в первые века существования Рима его жители не слишком-то придавали значение фортификации. Как писал Страбон: не стены защищают людей, наоборот - люди защищают стены. То есть, активное и маневрирующее войско считалось важнее несокрушимых валов.


И хотя уже в первом веке н. э., при императоре Августе, стены появились во многих городах Империи, особенно в Галлии и Италии, они не были похожи на греческие цитадели. Скорее, походили на границу города с палисадом для защиты больше от разбойников, чем от серьезного врага.


Были ли римляне легкомысленны? Ничуть.


Просто они не желали даже думать о том, что можно допустить варваров внутрь империи. Вся оборона единого пространства Империи проходила по ее окраинам. Там и возводился лимес. Это был не просто вал на границе, скорее целые фортификационные районы.


Они состояли из лагерей легионеров - castra, укрепленных цитаделей - castella, сигнальных и сторожевых башен (turres), валов, военных поселений. Все это было тесно связано с дорожной сетью.


Регионы возле лимеса назывались лимитрофами и были как бы тыловыми базами для снабжения войска.


Ярким примером лимеса стали валы Адриана. Они протянулись от Ирландского моря до Северного, проходя через всю Англию и служили защитой от воинственных племен пиктов, обитавших к северу, на территории современной Шотландии. Пикты были людьми суровыми, предпочитали сражаться голыми (при местном-то холодном климате!) и разрисовывали тела удивительными синими узорами.  Одним словом – воинственные варвары. И защита от них требовалась серьезная.





 Древние оборонительные валы - i.pinimg.com



Шедевр фортификации не заставил себя ждать. Длина валов Адриана - 120 км, толщина стен - от двух до трех метров при высоте примерно пять метров. Восемьдесят небольших фортов на расстоянии 1,5 км друг от друга и 160 башен дозора служили узлами обороны. Перед стеной имелось предполье в виде расчищенной полосы со рвом, который достигал ширины 8 м и глубины 3 м. За стеной находилось свободное пространство шириной примерно в 35 м, и снова ров глубиной в 6,5 м. Ансамбль оборонительных сооружений был усилен крепостцами, вписанными в стену через каждые 10 км.


Как видим, укрепления далеко не "прогулочные". Похожие Империя построила и на Рейне. Это сеть крепостей, вписанная в интервалы между старыми легионерскими лагерями. Дозорные и сигнальные башни тянулись от Северного моря до Бонна. От Бонна до Регенсбурга был создан вал со рвом и частоколом, соединявший берега обеих рек. Итоговый аккорд – оборонительный вал от Мезии до Дакии – оборонительные укрепления по Дунаю, от Регенсбурга до Черного моря. 


Каструм - римский фэншуй


Но самое главное фортификационное сооружение Древнего Рима - это castrum, военный лагерь. Повторенный во времени и пространстве бесчисленные тысячи раз он стал настоящим римским стандартом.


Каструм возводился каждый раз на новом месте, куда бы ни пришел легион. Солдаты, невзирая на погоду и усталость от марша, обустраивали себе новый лагерь. Был ли это лагерь на ночь, на неделю или на зимовку – его устройство всегда было одинаково и представляло имперский стандарт. Место для будущего лагеря выбирал легионный землемер – agrimensor. Обычно каструм ставился на возвышенности, и рядом должны были быть источники воды. Римская триада fossa — agger — vallum (ров — насыпь — вал) соблюдалась неукоснительно.


Сначала будущий каструм обносился рвом, затем насыпью, по ее верху сооружали частокол из принесённых с собой кольев (в походе - по два на легионера). И только потом, защитившись от возможного внезапного нападения, начинали обустройство самого лагеря. 


Лагерь делали по римскому фэншую – то есть обустраивали внутренне пространство. С помощью геодезического инструмента (грОмы), в лагере прочерчивали две дороги: центральную, via principalis, которая имела 25 метров  в ширину, и преторскую - via praetoria, шириной 12 метров.


Коммуникации шли параллельно, вдоль них ставились палатки. Палатки командира и старших офицеров устанавливались в центре лагеря, по периметру площади со сторонами 50 м. Это место называлось претория – здесь было сконцентрировано управление войсками. Тут же располагались святыни – легионные жертвенники и хранилище знамен - aedes signorum. Под знаменами хранилась касса с солдатскими сбережениями. Позаимствовать их для офицера считалось святотатством.


Все палатки находились четко на своих предписанных местах. В центре  претории - палатка командира, справа - квестора, слева – легатов, за ними – палатки трибунов, старших офицеров легиона. И так далее.


Между палатками и стеной лагеря оставлялось свободное простреливаемое пространство в 50 метров. Всего же лагерь для когорты (1000 солдат) достигал 3 гектар, лагерь для легиона - от 20 до 25 гектар.


Иногда строился один большой лагерь на два легиона: его площадь была 35-50 гектар. Следы таких каструмов-гигантов можно найти в континентальной Европе,  Британии и Сирии.


От Лондона до Белграда


В важнейших опорных пунктах возводились долговременные каструмы. Они имели ту же планировку, что обычные, но вместо палаток там уже были долговременные здания, валы же постепенно становились деревянными, а позже – каменными стенами.


В таком каструме были принципий, то есть штаб, преторий, долговременные здания казарм для солдат, склады продовольствия и аммуниции, места для занятий, мастерские, конюшни и госпиталь. Было и юридическое отличие: территория внутри такого лагеря называлась уже городом - «urbs», а полоса земли за стенами называлась «помериумом». Здесь, обычно селились солдаты с семьями.


Со временем эти слободы разрослись, превратившись в узлы торговли и логистики.  Из римских каструмов  выросли Турин, Бонн, Флоренция, Лондон, Вена, Трир, Будапешт, Белград, Регенсбург и множество других городов.


Мы прошлись по греческой и римской фортификации эпохи античности. И здесь было на что посмотреть. Древние стали основой цивилизации в том числе и в плане строительства военных сооружений, дали миру памятники выдающегося значения.  Следующая наша остановка – средние века.


Подготовил Даниил МАЦЕЙКО


(на фото вверху - валы Адриана в Великобритании)


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика