Промышленный девелопмент Москвы: чиновники зарегулировали рынок - «Строим Город»
Если поручить развитие промышленной недвижимости только чиновникам, можно загубить дело на корню.
За последние годы нас приучили к модному слову «девелопмент». Но в основном этот термин произносится, когда речь идет о жилой недвижимости или строительстве деловых и торговых центров. Но есть еще одна сфера, в которой девелопмент может иметь большое значение, — это сооружение и реконструкция промышленных объектов. Без его развития нам будет трудно проводить новую индустриализацию страны.
Долго запрягаем
Сегодня девелопмент промышленной недвижимости становится перспективным направлением строительного бизнеса. Государство старается помогать ему, принятые федеральные и региональные законы предусматривают целый пакет субсидий и льгот. Так, в Москве объем налоговых льгот в 2016 году составил 400 млн руб. Однако, как признают сами чиновники, этот механизм пока находится в стадии апробации. Так, по словам заместителя директора по стратегии ГБУ «Городское агентство управления инвестициями Департамента развития и экономической политики Москвы Владимира Чернявского, система эта переживает период становления. И пока рано делать окончательные выводы о ее эффективности.
Сегодня активно формируется блок резидентов в промышленных парках и технопарках, образуется целый ряд кластеров. Причем некоторые уже имеют вполне четкие контуры: например, кластеры в Зеленограде и Троицке. Постепенно налаживается кооперация между ними.
Под диктатом чиновника
Однако жесткость конструкции законодательства ведет к тому, что промышленный девелопмент загоняется в прокрустово ложе излишне суровой регламентации. А это в свою очередь мешает его развитию. По словам бизнес-омбудсмена Москвы Михаила Вышегородцева, постоянно растут требования к девелоперам. Это ведет к многократному росту рисков, к снижению привлекательности этого вида деятельности.
Девелопер вкладывает в проект собственные средства, но не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Он обязан действовать в соответствии с существующими правилами и установками. Так, он должен привлечь в построенный им индустриальный парк или технопарк резидентов именно того профиля, который был изначально определен, создать требуемое количество рабочих мест с зарплатой, которая определяется не рыночными условиями, а рассчитана чиновниками, исходя из их критериев.
Основной критерий тут один — собрать как можно больше НДФЛ, который, как известно, питает местный бюджет. А существуют ли для этого реальные возможности, это «расчетчиков» не волнует. Если владелец такого объекта не сумеет обеспечить плановые показатели, его ждет наказание — лишение льгот и субсидий.
Поэтому в Москве основной массив технопарков строится за бюджетные деньги, частный капитал идет в эту сферу неохотно. При этом принято решение — больше на эти цели денег из казны не выделять. Однако нет никаких гарантий, что государственное инвестирование будет заменено частным.
Впрочем, вопрос, а нужно ли столице столько индустриальных парков и технопарков, остается открытым. Когда их сооружают за бюджетные средства, то проблема возврата денег не стоит. Главная задача государственного промышленного девелопмента — освоить выделяемые инвестиции. А потому о возвратности капвложений никто особенно не парится. Зато хорошая статистика налицо.
Между тем вопрос приобретает все большую остроту. Где взять нужное количество резидентов, не ясно. Кризис на 30% снизил число арендаторов, а у тех, что остались, сократились доходы. И они уже не в состоянии выплачивать арендную плату в том же размере. Поэтому все более трудной задачей становится поиск якорных резидентов.
Сегодня бизнесмены отказываются от создания технопарков. Им не нужны даже предоставляемые властями льготы, так как они несут слишком большое обременение. По словам Михаила Царегородцева, они предпочитают работать в свободном режиме. В конечном итоге это оказывается более выгодным, чем получать привилегии и выполнять все нормы и правила.
Как сделать выгодное дело невыгодным
В итоге строить промышленные объекты в Москве очень часто просто невыгодно. Перспектива любого проекта зависит от спроса, от количества бизнеса, который захочет «столоваться» в том или ином индустриальном парке, а не от того, что думает на сей счет тот или иной чиновник.
— Город должен не придумывать выгодные ему правила игры, а стимулировать инновации, создавать для них максимально комфортные условия, — подчеркивает Олег Кошаев, президент корпорации «СПК Созидание». — А инновации невозможно плодить без активного участия науки и образования.
По словам эксперта, создание в Москве интегрально-вертикальных комплексов сделает бизнес максимально конкурентным. Именно такая политика будет в значительной степени способствовать активному и успешному развитию промышленного девелопмента.
Менять же ситуацию надо как можно скорей, так как фронт работ огромный. Например, только в Новой Москве насчитывается 20 промзон, они занимают 20% присоединенной к столице территории, и большинству требуется редевелопмент. Чтобы процесс успешно пошел, у каждого проекта должна быть реальная экономика, четкие правила игры, не меняющиеся на протяжении длительного периода.
Причем важно привлечь не только крупный частный капитал, но и относительно небольших инвесторов. А это возможно только в случае снижения избыточных рисков этого бизнеса, во-первых, — и во-вторых, если инвестирование в эти проекты станет более выгодным делом, чем хранение средств на депозитах. Так, обеспечение площадок для девелопмента инженерными коммуникациями существенно повышает их инвестиционную привлекательность.
По практически единодушному мнению девелоперов и бизнесменов, если власть действительно хочет раскрутить маховик промышленного девелопмента, следует активнее работать с бизнесом, просчитывать последствия принимаемых решений, а не лихорадочно искать способы исправления положения, как это зачастую происходит сейчас.
Тем более что существуют положительные примеры такого взаимодействия, в частности в вопросе предоставления земельных участков. Переход на электронные торги позволил существенно упростить весь процесс. Правда, пока он так по-настоящему и не раскрутился, с 2011-го по 2016 год продано всего 12 земельных участков.
Дело упирается в то, что мало приобрести землю, важнее правильно определить, какое производство создавать на этом месте, удастся ли привлечь в нужном количестве квалифицированный персонал.
И вопрос номер один — преемственность политики. Проекты промышленного девелопмента длительные. И если в течение сроков их реализации несколько раз меняются правила игры, это наносит непоправимый ущерб всему бизнесу и репутации власти.
Владимир ГУРВИЧ