Геймер на экскаваторе: как развивается рынок строительных машин в России - «Технологии строительства» » Строительные Решения
Свежие новости строительства » Технологии строительства » Геймер на экскаваторе: как развивается рынок строительных машин в России - «Технологии строительства»
Геймер на экскаваторе: как развивается рынок строительных машин в России - «Технологии строительства»
Современное строительство жилых объектов, дорог, инфраструктуры невозможно без тяжелых машин. Экскаваторы, грейдеры, укладчики, катки – незаменимые участники современной стройки. Специальные машины представлены самым широким образом и в сфере логистики. Россия – страна, которая активно производит



Современное строительство жилых объектов, дорог, инфраструктуры невозможно без тяжелых машин. Экскаваторы, грейдеры, укладчики, катки – незаменимые участники современной стройки. Специальные машины представлены самым широким образом и в сфере логистики. Россия – страна, которая активно производит свою технику и закупает зарубежную, выпущенную известными производителями. Недавно представители Комитета по дорожно-строительной и спецтехнике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) собрались в онлайн, чтобы обсудить назревшие проблемы и общую ситуацию в отрасли, а также итоги года минувшего. В онлайн-конференции приняли участие генеральный директор АЕБ Тадзио Шиллинг и председатель Комитете АЕБ по строительной и спецтехнике Андрей Комов. О том, как развивается отрасль тяжелых машин, чего достигла и куда идет, мы и поговорим сегодня.






Нелегкая победа


Начало 2021 года не было легким. За отраслью тянулся шлейф локдауна весны 2020-го. Именно тогда были запущены проблемы и риски, которые цепляясь друг за друга по принципу домино, значительно осложнили жизнь отрасли. Это и дефицит запчастей, и рост цен и закрытые границ.


Несмотря на это, число 21 оказалось для сегмента вполне счастливым. Прошедший год был весьма успешным в плане сбыта дорожно-строительной и специальной техники в России. Если в 2020 году, по данным АЕБ, было продано примерно 13 820 машин, то в 2021-м –  уже 22 498.


Причем, даже под воздействием пандемийных, форс-мажорных обстоятельств рынок не упал. И в 2020-м и в 2021-м наблюдался рост: в первом случае - на скромные +0,3%, а во втором - на серьезные +47%.


В АЕБ объясняют это отложенным спросом, возникшим в 2014 году.


- После великого спада 2014-го рынок на протяжении 5-7 лет восстанавливался очень слабо, вяло, - объяснил председатель Комитета по строительной и спецтехнике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Комов. -  Это привело к тому, что значительная часть парка строительных машин устарела, выбыла из эксплуатации. Такая ситуация сформировала большой отложенный спрос.


И его нельзя было удовлетворить сразу и в полном объеме, ведь производители столкнулись с нового рода проблемами – это дефицит полупроводников, логистические проблемы, связанные как с закрытием границ, так и с недостатком контейнеров. Даже сухогруз Evergreen, застрявший поперек Суэцкого канала, вызвал большие сложности.


Если брать полупроводники, то многие заводы мировых производителей закрылись из-за локдауна и перебоев, а на некоторых крупнейших заводах в Китае и Японии произошли пожары и взрывы. Между тем, понятно, что производить полупроводники с кондачка, наладив производство за пару месяцев - нельзя. «Брендовые» производители «выращиваются», и здесь есть своя культура и свой цикл.


- Мы были бы рады если бы уровень прошлого года в 2022-м сохранился, - объясняет Комов. – Полагаю, что некоторые трудности с логистикой продлятся в 2022-м и 2023-м годах.


Правда, уже сейчас понятно, что отложенный спрос, усугубленный пандемией, – не единственный драйвер роста, есть и другие факторы. Например, отсутствие новых ограничительных и регуляторных мер.


Русская глубинка может обогнать Европу


В регионах России наблюдается устойчивый рост продаж дорожно-строительной и спецтехники. Самый яркий взлет дал Приволжский федеральный округ, там рост составил 16%. В Сибирском  ФО – 14%. Дальневосточный федеральный округ - на третьем месте, у него – 13%.


В Приволжском федеральном округе продано 3603 машины – это всего лишь на 600 машин меньше, чем рынок всей Норвегии или рынок Казахстана. Один Санкт-Петербург с его 1113 машинами – это рынок всей Венгрии. Северо-Западный округ (без СПб) – это вся Португалия или Украина.


Вместе с тем, сетуют участники онлайн-встречи, в этой огромной бочке меда, есть и большая ложка дегтя – в рамках федеральных округов есть регионы, которые не нарастили, а наоборот показали отрицательную динамику закупок. Всего таких регионов 23.


 Лидирует со знаком минус Ненецкий АО с его -100% роста. В 2020 году там закупили 3 машины, а в 2021 – ни одной. В Кабардино-Балкарской Республике 16 и 3 машины соответственно. Липецкая область упала с 49 до 28 ( -42%). Также в списке Мурманская, Орловская, Ивановская, Омская области и многие другие.


- Это обидно, ведь регионам явно есть куда расти. Например, Новгородская область, показавшая - 47 % - это настоящий туристический Клондайк. Там только строить и строить...- говорит Андрей Комов.


Рай для гусеничных


Россия остается Россией. В сегменте  экскаваторов россияне традиционно отдают предпочтения гусеничной технике, а не колесной. Это то, что отличает нас от Европы. Там как раз колесо – двигатель прогресса.


Впрочем, ничего удивительного: ведь спрос на разные виды техники зависит от объектов, на которых они применяются. Колесная техника больше подходит для работы в городе, где она легко «на своих четырех» передвигается по дорогам общего пользования.  Но Россия - страна неосвоенных просторов, бездорожья и гигантских проектов. Поэтому «гусеничный шовинизм» здесь вполне оправдан.


И это, пожалуй, самый важный кластер, ведь три крупнейших сегмента машин в России – это экскаваторы гусеничные (29% рынка), экскаваторы-погрузчики (25%), колесные погрузчики (14%). Сегмент гусеничных экскаваторов вообще стал самым большим в Европе.


Правило «гусеницы» распространяется и на другие виды техники. Так, если гусеничные бульдозеры занимают 8% рынка, то колесные грейдеры - 5%, а колесные экскаваторы – лишь 4%.


Правда, как считают специалисты, все может измениться. По мнению Андрея Комова, в будущем наибольший потенциал развития будут иметь не тяжелые гусеничные системы, а сегмент компактных строительных машин.


- С увеличением производительности труда, отказом от тяжелого ручного труда такие системы будут все более востребованы.
- Отрадно видеть рост пока маленького, но очень важного сегмента – аренды техники, - замечает Андрей Комов. - Именно в нем будет зарождаться спрос на компактную технику. Компактная техника будет доступна большему количеству игроков именно с помощью краткосрочной аренды.


«Зеленая повестка» мобилизует


Потенциальное развитие ждет рынок в рамках «зеленых» технологий. В первую очередь речь идет о машинах на водороде.


- Весь мир присоединился к парижскому соглашению по климату. И каждому понятно, что если мы не будем принимать мер, то придем к точке невозврата, - заметил один из участников пресс-конференции.


Человечество обязано двигаться в сторону зеленой экономики, и тут оно само себя подстегивает. Так, в Европе уже прилагаются усилия, чтобы углеродный трансграничный налог был принят в более ранние сроки. Так что и для российских экспортеров станет выгоднее быть «углеродно нейтральными». Кстати, в Санкт- Петербурге открывается биржа, которая будет торговать квотами на выбросы.


Другой важнейший вопрос - автономные машины. На сегодняшний день правовая база их применения в России, как и во всем мире – отсутствует. Но эта технология активно «стучится» в «двери» технического прогресса. Российская индустрия, в принципе, готова к внедрению автономных машин, считают эксперты. Именно применение беспилотников в спецтехнике может стать полигоном для дальнейшего внедрения технологии. Ведь одно дело запустить беспилотное такси в Москве при таком насыщенном трафике. И другое – в отдаленном месте, на строительном карьере, предварительно огородив всё и убрав для безопасности людей. Горные выработки подходят идеально – работа монотонна, один и тот же спиральный подъем. Все это делает применение беспилотных машин желанной инновацией. Впрочем, инновацией ли? Многие инвесторы говорят, что эти технологии нужны не послезавтра, а уже сейчас.


- Кардинально меняется ситуация с электромобилями, - считает генеральный директор Ассоциации Европейского Бизнеса Тадзио Шиллинг. – Поскольку очень важна дистанция, которую можно проехать на одном заряде, то в дело вступает элемент геймификации.


Новые технологии и новое поведение совместно способствуют новому, более экономичному стилю вождения. Это становится почти спортом.
Компании используют тренировочные системы «а-ля авиасимулятор». А недавно в Росси появился отдельный вид киберспорта – по управлению строительной техникой. Написаны даже нормы и правила спортивных состязаний.


В этом нет ничего удивительного. Компании  считают своим главным ресурсом молодежь: разрабатывая машину они всегда представляют в ней молодого человека. Вот почему передовая техника оснащается с максимальным комфортом – вплоть до сабвуфера под сиденьем.


Завоюет ли рынок «геймер на бульдозере» – вопрос открытый, учитывая не слишком хорошую демографию и недостаток молодежи в России. Но движение в эту сторону есть, и оно очень серьезное. 


Подготовил Даниил МАЦЕЙКО


(вверху - фото ссайта spo.mosmetod.ru)


Справочно:


АЕБ занимает более 2/3 рынка дорожно-строительной и специальной техники, если считать в количестве поставляемой российскими клиентам техники. Если исходить из денежного эквивалента – то эта доля еще больше. Общий объем инвестиций, направляемых компаний АЕБ в Россию - более 2,5 млрд евро. У ряда зарубежных производителей производства локализованы в России. Построенные заводы обеспечивают 20 тыс. рабочих мест.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации

       
Технологии строительства
Технологии строительства.

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика